Арктика

Центр мировой экономической активности неумолимо смещается на Север. Статистика, собранная рабочей группой Арктического совета по программе защиты арктической морской среды (PAME), свидетельствует о том, что движение судов в Арктике становится все более интенсивным. Так, за период с 2013 по 2019 годы количество кораблей, заходящих в арктические воды, увеличилось на 25%. За тот же отрезок времени движение судов за Полярным кругом интенсифицировалось на 75% — покрытое ими расстояние возросло с 6,51 до 9,5 млн морских миль в год. За последние шесть лет поток сухогрузов увеличился на 160%; выросло и количество круизных лайнеров, заходящих в Арктику. Это — ещё одна наглядная иллюстрация растущей важности Заполярья в глобальном контексте.

Корпорация «Норникель» ведёт разработку целого ряда технологических новинок, которые могут найти своё применение в нашей Арктике. В частности, до средины 2020 года завершится разработка и испытания промышленных экзоскелетов, позволяющих снижать физические нагрузки на человека при выполнении тяжелых работ. Кроме того, в нынешнем же году Цифровая лаборатория компании создаст беспилотные летательные аппараты, которые будут использоваться в горнорудном деле — в том числе, для осмотра труднодоступных и опасных мест в подземных шахтах.

И ко вчерашней новости о белых медведях: их популяция в Нижнеколымском районе на севере Якутии будет подробно изучена российскими учёными. В конце апреля туда отправляется экспедиция Института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения Российской академии наук. Данное мероприятие имеет немалое значение для понимания сути процессов, проходящих в Заполярье, ведь белые медведи — это яркий биологический индикатор состояния климата в мировом масштабе. 

Александр Стоцкий