29 января 2021 года в Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики прошло очередное заседание дискуссионного клуба. Оно было посвящено проблеме популяризации научных знаний в условиях пандемии COVID-19.
Ограничения, связанные с пандемией коронавируса, значительно повлияли на работу научных и образовательных учреждений. А значит, вирус коснулся и популяризации научных и экологических знаний. На заседании эксперты рассказали опыте ведения просветительской деятельности в сложившихся условиях.
«Популяризация научных знаний эффективна только тогда, когда обычный человек начинает применять полученные знания в повседневной жизни. К примеру, хорошим итогом лекции о ботанике будет, если мурманчане начнут сажать на приусадебных участках растения, более приспособленные к световому режиму в Заполярье» — считает модератор заседания, директор Лаборатории устойчивого развития Евгений Боровичев.
На заседании выступили сотрудники Мурманского арктического госуниверситета, Кольского научного центра РАН, историко-краеведческого музея г. Полярного, Российского экологического общества, Полярно-альпийского ботсада-института им. Н. А. Аврорина и других научных и образовательных учреждений. Они обменялись опытом организации просветительской работы в условиях локдауна. В частности, при поддержке ПОРА были разработаны карта экологических «горячих точек» Баренц-региона, виртуальный тур по Академгородку в Апатитах, проведены несколько онлайн-конференций, гранты, выданные на кабинетные этапы работы, позволили подготовить несколько музейных экспозиций.
Многие участники заседания отметили, что при всех негативных последствиях пандемии коронавируса, она значительно подстегнула развитие онлайн-сервисов для обмена информацией. Повысилась посещаемость сайтов, люди стали чаще использовать инструменты виртуальной реальности, стало проще участие в международных и межрегиональных научных конференциях. Однако если взрослым просто получать информацию из интернета, на внимание детей онлайн-форматы, наоборот, влияют негативно, им сложнее концентрироваться и запоминать информацию. Поэтому полностью переводить научно-просветительские мероприятия в онлайн нельзя.