Александр Воротников – о значимости для Арктики «закона о ГЧП в промышленности»

Александр Воротников – о значимости для Арктики «закона о ГЧП в промышленности»

Этот закон позволяет реализовывать проекты на условиях государственно-частного партнёрства путем реконструкции частных промышленных объектов или строительства промышленных объектов на земельных участках, которые принадлежат частным инвесторам


В России уже несколько месяцев действует федеральный закон от 08.08.2024 № 302-ФЗ, позволяющий реализовывать проекты в рамках государственно-частного партнерства путем реконструкции частных промышленных объектов или строительства промышленных объектов на земельных участках, которые принадлежат частным инвесторам. О значимости этого нормативного правового акта рассказывает эксперт по ГЧП, координатор Экспертного совета ПОРА, доцент Института общественных наук Президентской академии Александр Воротников. 

Закон уже вступил в силу, и его действие мы скоро почувствуем. По-простому его можно назвать «Законом о ГЧП в промышленности». Особенно он актуален для АЗРФ, с ее сложными климатическими условиями, малой населенностью, сложным транспортным обеспечением, дефицитом кадров. Промышленное развитие на северных территориях требует поддержки, так называемого «бюджетного плеча». 

Согласно закону, речь может идти о новом, а также о реконструируемом объекте (промышленном предприятии). Это важно, так как многие предприятия работают очень давно и нуждаются в обновлении основных фондов, притоке новых кадров, а особенно – во внедрении современных технологий. Ведь остро стоит необходимость производить современную продукцию в соответствии с требованиями к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики РФ. 

Жесткие требования прописаны в законе к масштабам проекта. Объем финансирования реконструкции или строительства объекта должен составлять не менее 10 миллиардов рублей. Инвестор должен вкладывать собственные средства – в объёме не менее 15%. Контроль за реализацией проекта будет осуществлять публичный партнер, т.е. правительство РФ или региона – в лице уполномоченного органа. 

К перспективным направлениям для реализации этого закона можно отнести судостроение и судоремонт, в соответствии с важностью развития Северного морского пути и обеспечения его судами разного типа. Ведь Россия испытывает недостаток в верфях, изыскивает возможность строить суда за пределами страны.

Еще одно важное направление – это добыча и переработка полезных ископаемых. Север остро нуждается в новых предприятиях по добыче и переработке лития, редких земель, титана… Учитывая энергопереход и требования к снижению потребления углеродсодержащих источников энергии (по климатическим соображениям), а также необходимость достижения Целей устойчивого развития ООН, нужно интенсифицировать переработку углеродсодержащих ресурсов. Это и производство различной химической продукции из природного газа, и активное развитие технологий переработки каменного угля (с использованием подземной газификации угля).

Еще одно направление реализации закона – производство и обеспечение электроэнергией и теплом труднодоступных и удаленных территорий АЗРФ. Этот закон реально применим при обеспечении энергией Баимского месторождения на Чукотке, а также при планируемом строительстве атомных электростанций малой мощности в различных арктических регионах, в том числе в Якутии. 

Актуально и привлечь к этим проектам участников из дружественных стран в рамках реализуемого «поворота на Восток». Естественно, с соблюдением всех требований с точки зрения национальной безопасности и сохранения государственной тайны.


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
26 декабря 2024
Комментарии экспертов
Александр Воротников