Александр Залецкий: о первом «дронопорте», аэродроме Пушистый на Сахалине

Александр Залецкий: о первом «дронопорте», аэродроме Пушистый на Сахалине

Экономический эффект от развития сети дронопортов позволит сократить затраты на доставку грузов в отдаленные населенные пункты на 30–40% по сравнению с вертолетными перевозками


Росавиация впервые утвердила аэронавигационный паспорт дронопорта – посадочной площадки, предназначенной для эксплуатации беспилотными воздушными судами. Им стал аэродром Пушистый в Корсаковском районе Сахалинской области. Комментирует Эксперт ПОРА Александр Залецкий, преподаватель кафедры землеустройства и кадастров Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).


Во второй декаде мая 2025 года в новостную повестку авиационных и высокотехнологичных новостей Дальнего Востока и всей страны стремительно ворвалось слово «дронопорт». Аэродром Пушистый стал первым таким объектом в стране, подтверждая технологическую готовность к развитию беспилотной инфраструктуры и созданию маршрутной сети прежде всего для регулярных воздушных перевозок на о. Сахалине. Беспилотные авиационные системы (БАС) становятся дополнительным элементом современной транспортной логистики в первую очередь для труднодоступных регионов.

Ассоциация Вертолетной индустрии сообщает, что будет создана сеть из девяти «дронопортов», что окажет положительное влияние на экономику области, а также на развитие технологий, в частности, в интеграции пилотируемой и беспилотной авиации в общее воздушное пространство. Открытие «дронопорта» Пушистый можно считать первым шагом России к практическому созданию инфраструктуры для эксплуатации БАС гражданской авиации, требующей аэродромного базирования.

Весьма очевидно, что тренд «инновации БАС начинаются на Дальнем Востоке» может стать устойчивым для создаваемой отрасли беспилотной авиации. Удаленные территории, малая интенсивного воздушного трафика, а также отсутствие наземной транспортной инфраструктуры создают оптимальные условия по разработке, развитию и тестированию технологий автономности, практически не требующих участие человека в полете.

Опыт Дальневосточного региона и опыт разработки первого аэронавигационного паспорта дронопорта знаменует новый этап в развитии региональной транспортной инфраструктуры, основанной на эксплуатации БАС.


Оформление документов

Аэронавигационные паспорта аэродромов (вертодромов, посадочных площадок), в соответствии с приказом Минтранса России от 05.11.2020 N 449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), подлежат приведению в соответствие с требованиями, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации РФ, при первом внесении в них поправок. Юридически, до выдачи АНП «дронопорта», площадка не существовала для целей беспилотной авиации, несмотря на то, что 8 лет назад подобный документ был зарегистрирован для целей эксплуатации пилотируемой авиации.

Следующим этапом ввода в эксплуатацию «дронопорта» станет обязательная процедура сертификации оператора аэродрома беспилотной авиации гражданской авиации, которая подтвердит соответствие требованиям безопасности и эксплуатационным условиям, установленным законодательством.

В пилотном проекте важно оценить и подготовленность национальной нормативно-правовой базы, и ее синхронизацию с рекомендуемой практикой и международными стандартами ИКАО. Так, включение дронопорта в Государственный реестр аэродромов РФ обеспечивает правовую основу для его эксплуатации. При разработке новых требований к Порядку разработки и применения АНП для беспилотной авиации важно учесть соответствие стандартам ИКАО, например Doc 10019 (Manual on Remotely Piloted Aircraft Systems), а также план реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство России в части развития технологий, который был утверждён распоряжением правительства РФ от 05.10.2021 N 2806-р.

Экономический эффект от развития сети дронопортов будет положительным и, оценочно, позволит сократить затраты на доставку грузов в отдаленные населенные пункты (Оха, Ноглики) на 30–40% по сравнению с вертолетными перевозками. Так, средняя стоимость вертолетного рейса может достигать 200 000 руб. При этом стоимость доставки БАС в составе с БВС в категории максимальной взлётной массы (МВМ) 30 кг и менее может достигать 60 000 руб. Очевидно, что БВС с МВМ более 30 кг могут дать больший экономический эффект, но для их ввода в эксплуатацию потребуются большие инвестиции и затраты в т.ч. на подтверждение летной годности и подготовку авиационного персонала, обеспечивающего эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством. Временным решением может стать создание экспериментально-правового режима для авиационной логистики БВС с МВМ более 30 кг на территории Сахалинской области, т.к. доставка грузов между островами может быть востребованной.


Новая отрасль

Развитие новой отрасли может оказать синергетический эффект и привлечь весомые отраслевые инвестиции. Например, для рыбной промышленности, БВС аэродромного базирования могут применяться для мониторинга судов, доставки улова с удаленных промысловых точек, выполнения спасательных операций, срочной доставки медикаментов и запасных инструментов. Для отрасли сельского хозяйства они могу быть задействованы в таких работах, как аэрофотосъемка, авиационно-химическая обработка полей, аэросев, внесение одобрений и т.д. В сфере ТЭК уже выполняется инспекция нефте- и газопроводов, однако отсутствуют регулярные маршруты и аэродромное базирование.


Положительные эффекты от ввода в эксплуатацию сети «дронопортов»

Важное следствие – это снижение углеродного следа. Электрические БАС сокращают выбросы CO₂ на 90% по сравнению с традиционной авиацией, что в масштабе субъекта может существенно снизить вредные выбросы с сократить шумовое загрязнение.

С социальной точки зрения, может быть улучшена доступность медицины, будет возможна более оперативная доставка лекарств и биоматериалов в отдаленные районы. Также будут созданы новые высокотехнологичные рабочие места. С помощью БАС можно вести мониторинг экологической обстановки и местонахождения диких животных на туристических тропах, что снизит риски для населения.

Влияние на устойчивое развитие края можно будет оценить только по итогам опытной эксплуатации, однако уже сейчас можно прогнозировать комплексный положительный эффект для экономики, экологии и социальной сферы Сахалина. Дальнейшее развитие инфраструктуры БАС в регионе может стать моделью для других субъектов РФ, в том числе – арктических.

Синергия высоких технологий БАС и наземной инфраструктуры, обеспечивающей автономность, превращает БВС в «умные платформы», способные решать задачи, недоступные человеку в условиях Дальнего Востока и Арктики: от спасения жизней до защиты экологии. Развитие данных технологий не только усилит технологический суверенитет России, но и создаст экспортный потенциал для применения решений в иных сферах деятельности. Российская промышленность способна выйти на лидирующие позиции в сфере БАС, если привлечь инвестиции в разработку и локализацию критических технологий, разработать гибкое регулирование, наладить поддержку малого и среднего бизнеса (стартапов), обеспечить синергию между образованием, наукой и бизнесом.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
30 мая 2025
Комментарии экспертов
Александр Залецкий