Анна Ридигер: проблема нелегальных свалок мусора требует решения

Анна Ридигер: проблема нелегальных свалок мусора требует решения

Принимаемые сейчас меры недостаточны для предотвращения образования несанкционированных свалок


В Госдуме готовят законопроект о конфискации замусоренных участков у их владельцев, сообщила в середине января 2025 года «Парламентская газета». Комментирует эксперт ПОРА Анна Ридигер, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «ВНИРО», заместитель директора Национального комитета экологической безопасности, член комиссии противодействия коррупции в сфере экологии и продовольствия.

Ранее мы обсуждали тему ликвидации прошлого экологического ущерба в Арктике – того, что Правительство РФ в начале апреля 2024 года представило очередную версию законопроекта о выявлении и ликвидации нелегальных свалок. Повторимся: тема несанкционированного «сваливания» ТКО особенно актуальна и болезненна для большинства регионов страны. И принимаемые до настоящего времени меры недостаточны для предотвращения образования несанкционированных свалок. 

С появления ФЗ «Об охране окружающей среды» и экологических глав в Уголовном кодексе и Кодексе об административных нарушениях имеются все необходимые механизмы борьбы со свалками, как легальными, так и нелегальными. Для решения сложной задачи борьбы с этим явлением необходимо выявлять незаконные свалки, определять ответственных за их создание, ликвидировать свалки, а также определять источники финансирования устранения свалок и последующей рекультивации земель (возмещения нанесенного вреда).

По данным Росприроднадзора, российские свалки занимают 4 миллиона гектаров. Это соответствует площади Нидерландов или Швейцарии. При этом площадь загрязнения Арктики составляет 2,5 тысячи гектаров.

Территория, занятая мусором, увеличивается на 400 тысяч гектаров ежегодно. Если такие темпы сохранятся, то к 2050 году свалки займут 1% площади России. 

Из хороших новостей: к концу 2024 года число нелегальных свалок в России сократилось на 17%, с 17 до 10,3 тысяч. В первом полугодии 2024 года на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 1032 несанкционированные свалки на общей площади 395,6 га. Правообладателями земель, на которых установлены 244 свалки площадью 90,8 га (или 23% от общего количества), являются органы местного самоуправления. 107 свалок (или 10%) общей площадью 49,04 га выявлены на землях с неразграниченной госсобственностью. Остальные свалки обнаружены на землях, находящихся в собственности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.  В настоящее время ликвидировано 43% таких свалок (440), от отходов освобождены 76,12 га сельхозземель. 

На сегодняшний день для контроля несанкционированных свалок действуют приказ Росприроднадзора от 29.11.2021 № 848 «О внесении изменений в методологию расчета показателя «Количество несанкционированных свалок отходов» и приказ Росприроднадзора от 02.02.2021 № 31 «Об утверждении методологии расчета показателя «Количество несанкционированных свалок отходов». Контроль и проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных отходов в соответствии с действующем законодательством относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Рассматриваемый в Госдуме законопроект призван усилить борьбу с нелегальными свалками. Согласно законопроекту, ликвидировать нелегальную свалку должен либо выбросивший мусор, либо владелец или арендатор земельного участка. В случае невыполнения этого требования в течение 30 дней убрать отходы должны местные или региональные власти (в зависимости от места расположения свалки). При отказе владельца участка убирать мусор и компенсировать расходы на его уборку местные власти смогут через суд конфисковать землю.

Из не самого оптимистичного: вступление закона в силу планируется только с 1 января 2026 года, и его действие распространится только на новые нелегальные свалки, тогда как уже существующие свалки муниципалитеты убирать не заставят. А оценка объемов и характера этих свалок потребует дополнительных поправок в закон, поэтому вопрос накопленного мусора по-прежнему требует решения.

Основные характеристики нелегальных свалок, в отличие от санкционированных мусорных полигонов:

  • Незаконность размещения, существования и функционирования такого объекта.
  • Отсутствие соответствующего обустройства, препятствующего выбросам вредных веществ в почву и водные слои.
  • Наслоение мусорных объемов не позволяет рационально размещать и использовать площади полигона и способствует рискам пожаров.
  • Отсутствие очистных сооружений, средств пожаротушения, средств мониторинга за состоянием почвы, воздуха, воды.
  • Доступность для несанкционированного выбрасывания мусора.

Создание несанкционированных свалок оказывает негативное воздействие на почву, приводит к заражениям водоносных горизонтов и наносит вред здоровью людей и животных, полностью нарушив биогеоценозы, влечет за собой эстетическую деградацию ландшафта и окружающей среды. Кроме того, под воздействием влажности и высокой температуры накапливается огромное количество органического газа, из-за чего возникают «мусорные» пожары, которые приводят к загрязнению воздуха. Также они могут выходить из-под контроля и причинять вред лесам и населенным пунктам. 

Говоря о потеплении климата, особенно арктического, стоит акцентировать внимание на влиянии свалочных газов на повышение температуры воздуха и почвы. Регенерация Арктики – сложный и длительный процесс, в особенности с увеличением антропогенной нагрузки на экологическую ситуацию региона. И потребуется много времени для достижения экологической устойчивости, обеспечения здоровой среды для жизни и сохранения природных ресурсов.

Уничтожение несанкционированных мусорных навалов требует совместных усилий государства, местных органов власти, граждан и организаций. На мой взгляд, максимум внимания, в первую очередь, требуется Арктическому региону (учитывая сложность восстановления), а также водоносным районам (учитывая необходимость сохранения водного ресурса как приоритетного).  

По-прежнему целесообразны: ужесточение наказания за нелегальное выбрасывание отходов; улучшение системы сбора и переработки; регулярные информационные кампании для информирования населения о проблеме и ее последствиях; развитие альтернативных методов утилизации и переработки.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.


Эксперты ПОРА – о законопроекте о конфискации замусоренных участков у их владельцев:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
31 января 2025
Комментарии экспертов
Анна Ридигер