Наталия Белякова: арктический промышленный туризм должен помогать профориентации школьников

Наталия Белякова: арктический промышленный туризм должен помогать профориентации школьников

Однако это не единственная задача промтуризма в АЗРФ, и точек роста для него предостаточно


О промышленном туризме на предприятия российской Арктики рассказывает Наталия Белякова, к.и.н., директор департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО, доцент НИИ ВШЭ, глава Лаборатории коммуникаций в креативных индустриях ВШЭ.

Арктические предприятия в своём большинстве – это исторически закрытые производства. Доступа в действующую шахту или на нефтяную платформу экскурсантам на постоянной основе нет. В нынешних условиях нарастающего дефицита рабочей силы и роста затрат бизнеса на содержание моногородов даже те отрасли, которые традиционно держались на вахтовых завозах, корректируют HR-политику. Во-первых, города становятся часть социального пакета и аргументом при релокации даже на пару лет – поэтому среду делают комфортной. Во-вторых, появляется задача насытить улучшенную инфраструктуру многими смыслами. Отсюда – грантовая и иные формы поддержки крупным бизнесом локальных предпринимателей и НКО, развивающих туризм и креативные индустрии. В городе должно быть интересно, досугово ёмко.

Именно из этой позиции предлагаю взглянуть сначала на промышленный туризм: профориентационный трек для Арктики из дополнительной превратился в стратегическую задачу – и, очевидно, надолго.

Помимо деловых и рекреационных туристов постоянный поток посетителей – не для заработка, а ради смысла, во имя которого задумывался этот допуск на промышленную кухню – должны составлять школьники. Часть умного досуга моногородов – работа с учащимися как с кадровым резервом из домашнего и соседних регионов.

В экскурсиях на производства со спецдопуском виртуализировано всё, что возможно. Поэтому по техническому оснащению и иммерсивности арктические производственные витрины могут дать фору «материку». 

Теперь, собственно, о туристах. 

В Арктику сегодня едут прежде всего за природой и климатическим экстримом. Это якорный мотив, хотя и на предприятие по дороге тоже можно заехать. К чести социально ответственного бизнеса, указанную выше объяснимую повышенную виртуальность туристского опыта пытаются честно компенсировать. Где-то выдадут шоколадку с углем, где-то пустят на заводской «командный пункт» (читай, панель с дэшбордами).

Где точки роста арктического промтуризма?

Объектов индустриального наследия, к которым обеспечен организованный доступ и которые упакованы как туристский продукт, в Арктике сейчас немного (кимберлитовая трубка Якутии популярна и поэтому тоже). Движение в этом направлении продуктивно. Косвенно об этом говорят сталкерские и прочие инициативы, предпринимаемые людьми на свой страх и риск вне правового поля.

Вторая точка роста – повышение открытости предприятий, которые традиционно лидируют в промтуризме. Как известно, это пищевка. Где пекут самый северный хлеб, кто трудится на клюквенных плантациях, как разливают воду, которая помнит мамонтов (примеры реальные) – всё это надежные источники туристского трафика.

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.


Эксперты ПОРА – о развитии промышленного туризма в Арктике:

Читайте также:

Эксперты назвали точки роста для промышленного туризма в Арктике. Дискуссионный клуб Проектного офиса развития Арктики


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
15 января 2025
Комментарии экспертов
Наталия Белякова