Татьяна Красникова: что нужно учесть при актуализации Стратегии развития АЗРФ

Татьяна Красникова: что нужно учесть при актуализации Стратегии развития АЗРФ

Как за последние 5 лет изменились риски, вызовы и возможности, влияющие на развитие российской Арктики

 

3 марта 2025 года на площадке Проектного офиса развития Арктики прошла стратегическая сессия по корректировке Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Как за последние 5 лет изменились риски, вызовы и возможности, влияющие на развитие российской Арктики, рассказывает участник этой сессии Татьяна Красникова, к.э.н., исполнительный директор ООО «Научные разработки».

Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года была утверждена в октябре 2020 года. За прошедшее время в неё дважды вносились изменения, однако целесообразно системно посмотреть, как за это время поменялись риски, вызовы и возможности, которые ее определяют.

Наиболее существенные изменения, определяющие стратегическое поле рисков и возможностей развития Арктической зоны России, конечно, связаны с резким изменением геополитической обстановки: санкционным давлением на Россию со стороны большинства западных стран, ростом конфликтов, протекционизма, переходом от глобальных рынков к сегментации. В результате:

  • логистические цепочки в российской Арктике вынуждены были переориентироваться с Запада на Восток, что привело к перестройке транспортных систем и повысило роль Северного морского пути как транспортной артерии;

  • было наглядно продемонстрировано преимущество гибких транспортных систем с точки зрения возможностей их трансформации;

  • возникли риски неокупаемости ряда проектов, связанные с сокращением рынков и/или ростом затрат на приобретение отдельных видов оборудования/машин/судов, ростом транспортных расходов;

  • возникли риски нереализации ряда проектов, связанные с ограничением доступа к технологиям добычи/переработки.

Кроме того, геополитические изменения заставили рассматривать перспективу военных конфликтов в Арктической зоне не как абстрактный риск с малой вероятностью реализации, а как практически базовый вектор развития событий. Повысилась актуальность военных баз в Арктике, а также их переоснащения с учетом изменения военных технологий.

Все это заставляет по-новому посмотреть на проект Северного морского пути (СМП): это проект, способный не только обеспечить гибкость путей сбыта добываемых в арктической зоне полезных ископаемых, но и готовый стать драйвером развития Арктической зоны, содействуя восстановлению портов СМП и перезапуску их жизнедеятельности за счет предоставления услуг, связанных с безопасностью, связью, навигацией на СМП.

Одновременно развитие СМП – это повышение транспортной доступности арктических городов, база для новых оснований организации «северного завоза», новые возможности для запуска обрабатывающих производств при условии снижения затрат на транспортировку продукции. При этом развитие портов СМП как «баз двойного назначения» усиливает военную безопасность в Российской Арктике.

COVID-19 начался в 2019 году, то есть до утверждения Стратегии, и потому не мог быть как фактор учтен в документе с точки зрения последствий реализации рисков пандемий. Климатические изменения в Арктике, о которых пойдет речь далее, делают эту территорию особо уязвимой перед новыми, неизученными ранее вирусными инфекциями, а текущий недостаточный охват населения Арктики медицинской помощью, в том числе высокотехнологичной, повышает риски территории перед лицом вирусной опасности.

Ускорение климатических изменений в Арктической зоне несет в себе целый спектр рисков и возможностей для развития территории:

  • рост околоземных температур в Арктике приводит к ускоренной эрозии вечномерзлотных грунтов, что чревато рисками разрушения зданий и инженерных сооружений, техногенных катастроф;

  • ежегодное сокращение периода, на который устанавливаются «зимники», ставит под сомнение их надежность как основной наземной транспортной сети Арктической зоны;

  • ожидаемый рост уровня мирового океана предполагает расширение зон затопления в прибрежных городах и требует формирования планов создания защитных инженерных сооружений от подтоплений и затопления;

  • устойчивый рост продолжительности безледовой навигации на СМП с одной стороны, повышает экономическую привлекательность данного пути, а с другой стороны, способен через пять-десять лет снять потребность в ледокольной проводке как услуге;

  • изменение околоземных температур и температуры океана приводит к изменению ареалов обитания отдельных биологических видов, что разрушает хрупкие арктические экосистемы;

  • последствия климатических изменений в виде засух, влияющих на пропускную способность Суэцкого и Панамского каналов, повышают привлекательность СМП.

Рост интереса к редкоземельным металлам ставит вопрос о доразведке в Арктической зоне, где, по косвенным данным, могут быть обнаружены их крупнейшие по мировым меркам месторождения. В совокупности с корректировкой привлекательности отдельных рынков (под влиянием геополитических изменений) интерес к редкоземельным металлам может стать основой для «перекраивания карты» перспективности проектов разведки и добычи ископаемых в российской Арктике.

Дополнительно можно отметить, что кроме внешних условий за последние 5 лет изменились документы целеполагания – от указов президента России в этой сфере и до Стратегии пространственного развития РФ, – что также быть учтено при актуализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
10 марта 2025
Комментарии экспертов
Татьяна Красникова