Татьяна Красникова — как обеспечить устойчивое развитие городских поселений Арктической зоны

Татьяна Красникова — как обеспечить устойчивое развитие городских поселений Арктической зоны

Опорные населенные пункты АЗРФ должны быть переведены в модель экологически ответственных поселений, оказывающих минимальную антропогенную нагрузку на территорию

 

Татьяна Красникова, к.э.н., исполнительный директор ООО «Научные разработки» рассуждает о том, как обеспечить устойчивое развитие населённых пунктов российской Арктики в ситуации повышенной экологической хрупкости территории и ускоренных климатических изменений.

В мировой практике устойчивое развитие предлагается увязывать с ESG-подходом (Environmental, Social, Governance), включающем набор принципов, которые предполагают защиту окружающей среды, создание благоприятных социальных условий, надлежащее управление. Между тем, устойчивое развитие арктических городов и поселений является сложной задачей, учитывая повышенную экологическую хрупкость арктических экосистем, а также более высокую стоимость создания и содержания социальной инфраструктуры на арктических территориях.

Дополнительную сложность для арктических территорий создают сегодня климатические изменения, которые в Арктической зоне идут быстрее, чем в среднем на планете: по последним оценкам, их динамика в последние 40 лет в 4 раза более быстрая, чем в остальном мире.

Хотелось бы сосредоточиться именно на аспектах экологической хрупкости арктических экосистем и ускоренных климатических изменениях в Арктической зоне как на ключевых вызовах устойчивому развитию арктических городов и поселений.

Большинство небольших арктических поселений, где нет коммерческого градообразующего предприятия: от Диксона и Тикси до Игарки, — имеют стандартный комплекс накопленных экологических проблем: большое число несанкционированных свалок на территории и вокруг поселений, сложности с организацией утилизации твердых коммунальных отходов, отсутствие канализационных очистных сооружений, неэкологичные системы выработки электроэнергии и/или тепла.

Пространственное сжатие этих поселений, связанное с сокращением численности их населения в последние 30 лет, привело к появлению большого числа заброшенных, частично руинизированных зданий и сооружений. В ситуации иной экосистемы природа бы уже «забрала свое», но в Арктике заброшенные здания разрушаются медленно, а ржавеющие корабли могут лежать на берегу десятилетиями.

Отсутствие крупного коммерческого градообразующего предприятия в этих поселениях снижает возможности территорий по решению накопленных экологических проблем, а добывающие предприятия, располагающиеся в зоне доступности этих поселений и ведущие разработку вахтовым методом, стремятся дистанцироваться от социальной ответственности за поселения, апеллируя к тому, что их сотрудники там не проживают. В этой позиции есть изрядная доля лукавства: ведь для того, чтобы добраться до месторождений, такие предприятия пользуются транспортной инфраструктурой поселений, а также обращаются к социальной инфраструктуре поселений в случае чрезвычайных ситуаций — от потребности в экстренной медицинской помощи до пополнения продовольственных запасов.

Ускоряющиеся климатические изменения делают арктические поселения уязвимыми к рискам техногенных катастроф: деградация вечномерзлых грунтов грозит разрушениями инженерных коммуникаций, обрушением зданий и сооружений — причем в силу неравномерности данной деградации предсказать подобные разрушения без постоянного мониторинга их состояния невозможно.

Изменение уровня Мирового океана, изменение береговых линий, обусловленные климатическими изменениями, грозят данным поселениям затоплением тех территорий, которые десятилетиями были безопасными.

Предотвращение техногенных катастроф, обусловленных климатическими изменениями, требует создания систем мониторинга состояния вечномерзлых грунтов под всеми зданиями, сооружениями, инженерными коммуникациями поселений, а также создания специальных инженерных защитных сооружений, защищающих территории от подтопления. Все это повышает стоимость и без того дорогой социальной инфраструктуры и жилья в арктических поселениях.

Между тем, как минимум опорные населенные пункты Арктической зоны должны быть переведены в модель экологически ответственных поселений, оказывающих минимальную антропогенную нагрузку на территорию, и обеспечены необходимыми инженерными сооружениями и системами мониторинга, помогающими справиться поселениям с последствиями климатических изменений.

В идеале, данный подход в опорных населенных пунктах Арктической зоны должен быть реализован не только силами государства, но и силами добывающих компаний, работающих в Арктической зоне.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.


Эксперты ПОРА – о Целях устойчивого развития ООН:

Читайте также:

Цели устойчивого развития в Арктике: вызовы и возможности – 2025. Заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
24 января 2025
Комментарии экспертов
Татьяна Красникова