
Татьяна Красникова – об особенностях законопроекта по консервации малозаселенных домов на Крайнем Севере
Если нет оснований полагать, что дом будет подлежать расконсервации в ближайшие 10 лет, такой многоквартирный дом целесообразнее было бы сносить, а не консервировать, как предлагает законопроект
В Госдуму 25 февраля 2025 года был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 563 Земельного кодекса Российской Федерации», который призван урегулировать вопрос консервации малозаселенных домов в условиях Крайнего Севера. Комментирует эксперт ПОРА, к.э.н., директор ООО «Научные разработки» Татьяна Красникова.
С одной стороны, законопроект безусловно нужный: он направлен на решение ряда проблем «сжимающихся» северных городов, численность населения которых стремительно сокращается. Законопроект предлагает ввести законодательный механизм, который бы обеспечивал переход «проблемных» арктических поселений к модели компактных городов: переселение людей из малозаселенных (заселенных менее, чем на 50%) многоквартирных домов позволит сконцентрировать, компактно расселив, все население города, снизить расходы на поддержание и эксплуатацию инженерной инфраструктуры, в меньшей степени «отапливать» улицу (даже, если дом заселен на 10%, его отопление предполагает также отопление общих помещений и является экономически неэффективным).
С учетом того, что на практике часто нуждаются в консервации многоквартирные дома, стоящие на некотором удалении от основного жилого массива, то подобные меры имеют не только экономический эффект, но также способствуют повышению безопасности и комфорту городской среды.
С другой стороны, следует обратить внимание на ряд особенностей законопроекта.
Во-первых, предлагается проводить переселение проживающих в таких домах по аналогии с тем, как это делается с аварийным жилым фондом, однако предполагается, что федеральный бюджет в данном переселении участвовать не будет (в финансово-экономическом обосновании указано, что законопроект не приведет к дополнительным тратам из федерального бюджета). Между тем, сомнительно, что в муниципальные органы власти смогут справиться с подобными расходами, даже если их будут поддерживать региональные органы власти. Нужно понимать, что в некоторых регионах речь идет о десятках многоквартирных домов в рамках одного муниципалитета, которые нужно переселить.
Во-вторых, понятие консервации в данном законопроекте описывает юридические последствия признания дома подлежащим консервации. Однако ничего не говорится о том, будут ли приниматься меры, обеспечивающие физическую консервацию, то есть, условно говоря, приведение домов в состояние, обеспечивающее устойчивость и сохранность основных конструкций на время консервации.
Уже сейчас в арктических регионах России накопился опыт консервации многоквартирных жилых домов, при котором единственной физической мерой консервации являлось их отключение от инженерной инфраструктуры. Например, в пгт. Диксон Красноярского края из-за оттока населения в эксплуатации на 2024 год находились 7 из 63 домов – остальные дома считались законсервированными. В результате длительного нахождения в законсервированном (фактически, заброшенном) состоянии, в силу неблагоприятного циклического воздействия окружающей среды (увлажнение, замерзание, оттаивание, нагрев и охлаждение), материалы, из которых выполнены строительные конструкции зданий, получили значительные повреждения, вплоть до разрушения отдельных элементов. Вовлечение в хозяйственный оборот таких зданий возможно только после проведения мероприятий по оценке прочности строительных конструкций в целях обеспечения безопасности использования и проведения капитального ремонта. В целом, последующая возможность вовлечения данных зданий в хозяйственный оборот после десятка–другого лет такой консервации сомнительна.
Таким образом, рядом с жилыми зонами в северных городах будут создаваться «города-призраки», состоящие из неэксплуатируемой, ветшающей, частично руинизированной жилой застройки. Вероятно, если нет оснований полагать, что дом будет подлежать расконсервации в ближайшие 10 лет, такой многоквартирный дом целесообразнее было бы сносить, а не консервировать, как предлагает законопроект.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Эксперты ПОРА – о законопроекте о конфискации замусоренных участков у их владельцев:
- Валерия Савинова – о проекте закона «О консервации малозаселенных домов на Крайнем Севере»
- Татьяна Красникова – об особенностях законопроекта по консервации малозаселенных домов на Крайнем Севере
- Елена Чайка – о вопросах к законопроекту о консервации зданий на Крайнем Севере
Представителям СМИ:
Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.