Эксперты назвали точки роста для промышленного туризма в Арктике

Фото: Гернет Николай / GeoPhoto.ru

Эксперты назвали точки роста для промышленного туризма в Арктике

21 января 2025 года Проектный офис развития Арктики провёл заседание дискуссионного клуба, посвящённое развитию промышленного туризма на севере. Эксперты поделились своим мнением о том, как «выжать» из этой сферы максимальный эффект для арктической экономики.

Каждый шестой инвестиционный проект в Арктике реализуется в сфере туризма. По количеству туристов среди регионов лидируют Мурманская область, Архангельская область и ЯНАО. По сравнению с 2023 годом, турпоток в регионы АЗРФ в 2024 году вырос на 20% и составил 1,2 млн человек, сообщила заместитель директора инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Мария Бадмацыренова.

«Арктический туризм, мне кажется, надо рассматривать как такую работу, которая формирует патриотические чувства у наших граждан особенно остро. Особенно это заметно в восточной части арктического побережья, за Карскими Воротами на восток, потому что действительно покоряют эти огромные расстояния и та действительность, которая человека там окружает», — уверен постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при президенте РФ, первый заместитель председателя правительства региона Андрей Федотов. Он отметил существующий сегодня перекос: туристы едут в основном в западную Арктику, так как это дешевле и логистически проще, чем попасть в ее восточный сектор. «Мне кажется, что надо подумать специально о развитии арктического туризма в северо-восточной части нашей страны. И здесь, конечно, наша республика готова и поделиться своим опытом, и стать пилотным регионом, где бы могли сойтись все наши усилия», — добавил Федотов. Он также назвал некоторые потенциально интересные красоты Якутии, например, село Найба на берегу Северного Ледовитого океана или похожие на каменных людей скалы-кигиляхи, которые считаются «местами силы».

«90% расходов в туризме идёт за счёт местного населения. То есть задача каждого региона Арктики — удержать своё население, чтобы они не не ехали в Таиланд, а съездили в нашу российскую Арктику и потратили деньги внутри нашей страны», - добавил Тимур Ханды, министр предпринимательства, торговли и туризма Якутии.

«Развитие промышленного туризма для нас, как и для многих, способствует продвижению и локальных брендов, и региональных товаров. И повышает, безусловно, инвестиционный потенциал региона» — рассказала и.о. руководителя Центра развития туризма и культуры Архангельской области Екатерина Кузнецова. Она поделилась опытом создания виртуального тура «Промышленность Поморья», целью создания которого было повышение инвестиционной привлекательности региона. По ее словам, сейчас в Архангельской области действуют такие проекты, как «Ягодный кооператив», разрабатывается ещё один виртуальный промышленный тур. В регионе более 1500 промышленных предприятий, что даёт большой потенциал для роста. Однако тормозят процесс сложности, связанные с секретностью и режимом многих из них, особенно оборонно-промышленных.

Руководитель и идейный вдохновитель архангельского проекта «Поморский коч» Глеб Плетнев рассказал о том, что их верфь вошла в проекты промышленного туризма непреднамеренно. Люди сами стали интересоваться организованными экскурсиями, и сегодня турпоток составляет около 5000 человек в год.

Объемы промышленного туризма в целом по России составляют около 1,4 млн чел в год, привела данные собственного исследования Евгения Арефьева, управляющий партнер ИТП «Урбаника», преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ. При этом лидерами по привлечению туристов являются большие металлургические предприятия за пределами Арктики такие, как Магнитогорский комбинат. Урбанист отметила, что около 50% предприятий не заявляют каких-то дополнительных объектов показа, кроме производства, около 25% имеют и показывают собственный музей. При этом «важно смотреть не только на свой регион, но и на окружающих», советует Арефьева: расширять возможности туристического продукта можно за счёт таких интерактивных форматов, как дегустации или мастер-классы.

Пока промышленный туризм в Арктике — комплиментарная история, дополнение к другим программам, считает Наталия Белякова, Директор департамента экспедиций и туризма Русского географического общества. При этом если уж платежеспособный турист добрался до Арктики, ему не так интересны музеи или виртуальные туры, хочется почувствовать специфику Арктики воочию. Точки роста - это экстремумы вроде полюса холода, а также индустриальное наследие, считает Белякова. Кроме того, это пищевая промышленность и уникальные объекты — заводы, где пекут самый северный в мире хлеб или плантации клюквы: «Это, действительно, то, что интересно и, может дополнять основной продукт, связанный с природно-рекреационной составляющей, и за что турист готов платить деньги».

«Мы видим, что промышленный туризм в России резко растёт. И регионы этим серьёзно занимаются. Особенно, конечно, это важно для моногородов в Арктике» — сказал модератор дискуссионного клуба, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников. Он добавил, что важно привлекать в эту сферу детей, у которых такие экскурсии вызывают интерес к промышленному производству и предпринимательству.

Однако экскурсии для детей являются скорее социальными проектами и не интересны большим промышленным предприятиям с точки зрения получения прибыли, отмечают многие эксперты, в частности, заведующий кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева Института общественных наук Президентской академии Дмитрий Соснин. Один из вызовов промышленного туризма состоит в том, чтобы найти точки пересечения интересов крупного бизнеса и других аудиторий: «Нужно найти какие-то подходы и форматы, чтобы предприятиям это было выгодно. А индустриальному наследию уже не нужно никого рекрутировать, там логика другая. В своё время в качестве витрины Советского Союза, такого фронтира показывали Игарку, привозили туда международных журналистов. А сейчас она совершенно, к сожалению, не в той ситуации», — констатировал Соснин.

«Как норильчанам, так и гостям города хочется прийти на заводы, спуститься в шахту, попробовать арктическое мороженое или какие-то северные деликатесы. Индустриальный характер города раскрывается через его уникальные производства. Следовательно, турист не только становится инструментом развития экономики, но и формирует новые форматы досуга для жителей города. Нам важно, чтобы появлялись новые форматы, которые в целом будут способствовать развитию условий для человеческого капитала на территории» — говорит Екатерина Болтачева, специалист Агентства развития Норильска по направлению «Развитие туризма».

Эксперты сходятся в том, что промышленный туризм в Арктике — явление не слишком массовое, но при должном подходе способное не просто быть высокомаржинальным, но и способствовать долгосрочному развитию региона. При этом важно предоставить хороший сервис взыскательному туристу, чтобы он вернулся с желанием порекомендовать поездку другим, а не плюясь. «Большой потенциал именно промышленного туризма в арктической зоне лежит в плоскости соединения бизнес-сообществ, деловых объединений с возможностями региона. Наша задача — не просто привезти человека, один раз все показать и потом гори оно огнём, зато он немножко денежку оставил. Наша задача — закрывать вопросы и с дополнительными инвестициями, с будущими кадрами, и с диверсификацией бизнеса тех предпринимателей, которые вывели свои капиталы из-за рубежа. Это люди, которые сегодня определяются, летят они в Кейптаун, либо они полетят в Артику», — подытожила Юлия Алферова, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития предпринимательства».

 

Полностью запись заседания дискуссионного клуба можно посмотреть по ссылке.


Эксперты ПОРА – о развитии промышленного туризма в Арктике:

Читайте также:

Эксперты назвали точки роста для промышленного туризма в Арктике. Дискуссионный клуб Проектного офиса развития Арктики


Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
23 января 2025
Дискуссионный клуб
Мария Бадмацыренова
Андрей Федотов
Тимур Ханды
Екатерина Кузнецова
Глеб Плетнев
Евгения Арефьева
Наталия Белякова
Александр Воротников
Дмитрий Соснин
Екатерина Болтачева
Юлия Алферова