
Фото: Филиппов Владимир / GeoPhoto.ru
Исследование ПОРА: инструменты налогового администрирования не позволяют сократить разрыв в неравенстве между арктическими регионами
Перераспределительная функция налогового администрирования не помогает решать проблему финансового и экономического разрыва между субъектами АЗРФ
Экспертный центр ПОРА продолжает изучать бюджетную обеспеченность регионов АЗРФ: выпущено новое исследование из серии, посвящённой оценке неравенства арктических субъектов страны. На этот раз аналитики Проектного офиса развития Арктики совместно с исследователями Центра доказательной политики изучили перераспределительную функцию налогового администрирования в арктических субъектах.
В исследованиях (первая и вторая части) предлагаются новые подходы к оценке бюджетной обеспеченности регионов и рекомендации по повышению эффективности перераспределительной функции налоговой системы в целях снижения регионального неравенства, поясняет поставленную задачу гендиректор ПОРА Максим Данькин. «Этим исследованием мы поднимаем вопрос того, что России нужна политика регионального развития с опорой на выравнивание возможностей субъектов», – говорит он.
Руководитель аналитического отдела Экспертного центра ПОРА Максим Цыганков добавляет: «Сейчас мы рассматриваем один, но очень важный инструмент – систему налогового администрирования. И показываем, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе он не работает в этих целях, не позволяет решать проблему финансового и экономического разрыва между субъектами АЗРФ. Вследствие чего регионы имеют неравные возможности для развития».
Арктика обеспечивает 41% налоговых доходов федерального бюджета
Арктический макрорегион — донор в бюджетной системе страны, и государственное налоговое администрирование играет значительную роль в перераспределении собранных в АЗРФ средств в пользу федерального бюджета. Так, на каждый зачисленный в консолидированный бюджет арктических регионов рубль в 2013–2023 годах приходилось 4,3 рубля собранных на территории АЗРФ налогов и сборов, выяснили аналитики. Разница уходит в федеральный бюджет, причём это соотношение стабильно на протяжении десятилетия.
Для сравнения, в других российских регионах, в среднем, в 2023 году на каждый рубль, зачисленный в региональный бюджет, приходилось 1,9 рублей собранных на их территории налогов и сборов.
При своей относительной малочисленности (число арктических субъектов в этот период составляло 9), в 2013–2023 годах регионы АЗРФ обеспечивали порядка 41% налоговых доходов федерального бюджета и 27% поступлений в консолидированный бюджет страны.
Причём наибольшая доля – устойчиво больше 80% налоговых поступлений в федеральный бюджет от регионов АЗРФ – приходилась на два региона: ХМАО и ЯНАО. Исследование показало некоторое (впрочем, не столь существенное) снижение огромной региональной концентрации налоговых поступлений: если в 2013 году доля ХМАО и ЯНАО составляла 88%, то в 2023 году – уже 83%.

Проблема финансового и экономического разрыва между субъектами АЗРФ не решается
Система налогового администрирования, которая должна играть существенную роль в снижении межрегионального неравенства в арктическом макрорегионе, на самом деле не помогает решать проблему финансового и экономического разрыва между субъектами АЗРФ, отмечается в исследовании.
Для оценки размеров разрыва аналитики рассчитали значения нескольких коэффициентов: децильного – отношения показателей 9-го дециля к 1-му (10% самых богатых и 10% самых бедных регионов – чем он выше, тем больше разрыв) и коэффициента Джини – индикатора уровня расслоения регионов (чем ближе значение к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в отдельных регионах).
По собранным налогам на душу населения в 2023 году децильный коэффициент в регионах АЗРФ составляет 24,4, а коэффициент Джини – 0,62. После налогового администрирования децильный коэффициент снижается в 4 раза – до 6,2 (коэффициент Джини – до 0,38).
По зачисленным в консолидированные бюджеты налогам в 2013–2023 годах происходило последовательное сокращение неравенства внутри макрорегиона – снижались, соответственно, децильный коэффициент (с 8,3 в 2013 году до 6,2 в 2023 году) и коэффициент Джини (с 0,44 в 2013 году до 0,38 в 2023 году).
Дальнейшее снижение неравенства, по идее, должно происходить на следующем этапе – при распределении межбюджетных трансфертов. Однако в 2015–2023 года политика по предоставлению межбюджетных трансфертов не оказывала значимого влияния на сокращение неравенства внутри макрорегиона, отмечается в исследовании. Хотя децильный коэффициент после учета зачисленных в региональные бюджеты межбюджетных трансфертов немного снижается (за исключением 2015 и 2017 годов), коэффициент Джини не меняется или даже незначительно увеличивается.

При использовании децильного коэффициента показатель неравенства действительно снижается: в 2023 году децильный коэффициент по зачисленным в консолидированные региональные бюджеты налогам на душу населения (6,2) оказался в 4 раза ниже, чем децильный коэффициент по собранным налогам на душу населения (24,4). Однако выравнивания регионов по доходам не происходит, что и отражается в динамике коэффициента Джини.
Исследователи делают вывод, что сокращение неравенства в результате налогового администрирования достигается преимущественно за счет изъятия ресурсов у наиболее обеспеченных нефтегазовых регионов с их высоким уровнем доходов на душу населения (эти регионы, соответственно, получают меньше межбюджетных трансфертов). «Перечисление дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов практически не дает выравнивающего эффекта», – отмечают аналитики.
Как выйти из ловушки неравенства?
Применяемые инструменты налогово-бюджетной политики позволяют уменьшить межрегиональное неравенство в рамках одного года за счет перераспределения ресурсов от более богатых к более бедным регионам. Однако они не позволяют обеспечивать устойчивое снижение межрегионального неравенства по доходам как на уровне страны в целом, так и в отдельных приоритетных макрорегионах, отмечают аналитики.
В результате на протяжении уже как минимум 9 лет, которые охватывает исследование, более 70% субъектов АЗРФ находятся в экономической ловушке без возможности улучшать свои экономические показатели.
При сохранении текущей ситуации неравенство в бюджетной обеспеченности региональных бюджетов по расходам будет воспроизводиться из года в год, что повлечёт к росту разрыва в уровне жизни в богатых и отстающих регионах. Это будет провоцировать отток квалифицированных кадров, что еще сильнее подорвет потенциал для опережающего экономического развития этих территорий.
Решение эксперты ПОРА видят в том, чтобы повысить уровень бюджетной самостоятельности регионов, обеспечив при этом высокий уровень координации с федеральным центром при реализации государственных программ.
Справка
В середине января 2025 года было выпущено исследование, посвящённое бюджетной обеспеченности и самостоятельности арктических субъектов. А до этого было опубликовано ещё одно исследование ПОРА, в котором эксперты изучили неравенство арктических территорий по валовому региональному продукту.