Александр Стоцкий: «Опыт КМНС нужно использовать для устойчивого развития Арктики»

Александр Стоцкий: «Опыт КМНС нужно использовать для устойчивого развития Арктики»

У представителей коренных народов Севера можно поучиться экологичному образу жизни и существованию в гармонии с природой. Это отметил генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий по случаю Международного дня коренных народов, который отмечается 9 августа.

Коренные жители Арктики всегда бережно подходили к расходованию природных ресурсов и использовали их по принципу замкнутого цикла. Эти принципы стоит взять на вооружение всем, кто живет и работает на Севере, уверен Александр Стоцкий.

«Сохранение культурного наследия народов Севера сегодня непростая задача, потому что крайне сложно найти баланс между ним, развитием экономики и сохранением окружающей среды. В Проектном офисе развития Арктики существует грантовая программа, которая направлена как раз на поддержку проектов в области устойчивого развития Крайнего Севера. За время ее существования мы выдавали гранты на экологические, культурные, образовательные проекты. Подать заявку могут как юридические, так и физические лица. Важно, что это инициативы, которые появляются на местах, — кому же лучше знать, что нужно, как не самим представителям коренных народов? Мы также стараемся перевести культурное наследие КМНС в цифровой формат, чтобы говорить на языке детей и подростков и использовать привычные им каналы. В частности, мы поддержали создание мультфильма по ненецкой сказке, приложения "Юкагирские игры" . Также у нас есть стриминговые проекты: в прямом эфире соцсетей люди из разных регионов Севера читают народные сказки, учат играть в традиционные игры и готовить национальные блюда. Во время режима самоизоляции мы создали особый ресурс с таким контентом, который пользовался большой популярностью у аудитории: poravsedoma.ru», — рассказал Стоцкий.

Кроме того, Проектный офис развития Арктики поддерживает целый ряд издательских проектов, которые направлены на сохранение редких и исчезающих языков арктических и субарктических регионов России. Это, в частности, учебники для начальной школы на энецком, саамском, долганском и еще более чем десяти языках, которые находятся в процессе подготовки к государственной экспертизе для включения в Федеральный перечень учебников.

10 августа 2020