Арктика сегодня: что делать с месторождениями?

Арктика сегодня: что делать с месторождениями?

Сегодня по поводу Арктики звучали интересные заявления. Особая их важность в том, что они, во-первых, исходят из важных структур, непосредственно участвующих в формировании арктической повестки на государственном уровне, а во-вторых, относятся к одной из ключевых сфер освоения нашего региона – природопользованию. Сначала пришло сообщение о том, что Минприроды прорабатывает возможность введения дополнительных условий для получения лицензий на недропользование в ЯНАО и на Таймыре. Ключевое новшество, предлагаемое министерством: давать лицензии на разработку газовых месторождений только для производства сжиженного природного газа (СПГ). Заявление вызвало неподдельный интерес у широкого круга игроков, связанных с Арктикой. Реакция ожидаемая, ведь обсуждаемое нововведение будет означать чёткое профилирование двух этих арктических регионов на СПГ, а равно и исключение из числа перспективных недропользователей компаний, не занимающихся сжиженным газом. Далее последовало заявление Роснедр в отношении того, что судьба арктических месторождений, подлежащих лицензированию, будет решаться в контакте со всеми крупными добывающими компаниями, могущими принять участие в проектах по освоению, а также региональными властями. Вот по итогам этих-то консультаций и может быть принято окончательное решение о том, будет ли формироваться новый центр СПГ, и если да, то какие месторождения будут отданы под него, а какие – нет. В целом, заинтересованным сторонам, похоже, придётся договариваться. И это хорошо: по моему глубокому убеждению, общие интересы освоения Арктической зоны должны преобладать над ведомственными и корпоративными. Также отмечу, что возможное создание нового хаба СПГ неминуемо ставит на повестку дня вопрос логистики. Если проект будет запущен в работу, потребуются дополнительные мощности для перевозки сжиженного газа, а сама разработка крупных месторождений Таймыра и Ямала востребует новые транспортные пути на континенте. Стало быть, проблематика арктической логистики и транспортной инфраструктуры ещё долго будет сохранять свою актуальность.
13 февраля 2018