Арктика сегодня: дела управленческие

Арктика сегодня: дела управленческие

Переназначенный главой Госкомиссии по АЗРФ вице-премьер Ю. Трутнев поделился своим видением дальнейших шагов по выстраиванию системы управления арктическими делами. По его мнению, «работу по Арктике надо поднимать на другой уровень», а делать это предполагается с помощью создания некоего центра координации и компетенций. При этом о новом министерстве речи не идёт – профильный вице-премьер предлагает, скорее, выработать некий межведомственный и, в более широком смысле, межинституционный формат, сводящий воедино ресурсы различных арктических игроков. Что на это можно сказать? Систематизировать деятельность в сфере устойчивого развития нашей Арктики, притом деятельность, осуществляемую не только государством, но и всеми причастными вообще (коммерческими структурами, региональными властями, общественными организациями, экспертным сообществом и т.д.), что называется, давно пора. Если в этом поможет некая координационная площадка, то это можно только приветствовать. Лишь бы она не выродилась в мертворожденный проект, работающий вхолостую. Но это, пожалуй, зависит не только от нашего «арктического руководства» из правительства, но и от серьёзности подхода и доброй воли всех заинтересованных сторон, привлечённых к её работе. В этой связи не может не возникать вопрос: а что же наша Государственная комиссия по вопросам развития Арктики? Ведь она, цитирую, является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при решении социально-экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Вполне возможно, что она продолжит работу в качестве генератора стратегических идей и разработчика принципов политики, периодически (а периодичность эта обусловлена самим Положением о ГК – она работает не постоянно, а на заседаниях, созываемых не реже раза в полугодие) проводящего ревизию государственного курса в АЗРФ. В свою очередь, как лично я бы это видел, новый координационный орган сможет заняться делами более «приземлёнными» и повседневными, функционируя в постоянно действующем режиме. Кстати, о Госкомиссии. Она действительно стала заметно меньше: согласно вчерашнему распоряжению (№ 2742-р), число членов сократилось более чем вдвое, с 84 (как это предусматривалось правительственным распоряжением от 12 декабря 2017 года № 2778-р) до 36. Как и прежде, в неё входят главы всех девяти регионов, полностью или частично попадающих в АЗРФ (что логично), а также разного уровня представители парламента, правительства, министерств и ведомств, РАН, «Росатома» и нескольких вузов. Состав представленных регионов уменьшился – из комиссии убрали глав Камчатки и Петербурга. Количество министерств, вовлечённых в работу органа, сократилось с 19 до 11. Снизился и уровень их представительства: если в прежнем варианте в ГК входили целых 10 министров и 11 заместителей министра, то в новую комиссию попали только 2 министра (Минприроды и по развитию Дальнего Востока) и 10 заместителей. Радикальные сокращения пришлись на представителей частных компаний и общественных организаций – больше в ГК они не входят. Что это даст в итоге, пока сказать сложно. С одной стороны, снижение представительского характера комиссии (изъятие всех «частников», сокращение числа присутствующих министерств и перевод участия большинства тех из них, кто остался в ГК, на уровень замов) вроде как должно объективно снизить, так сказать, институционный вес данного органа. С другой стороны, именно эта статусность участников делала его весьма неповоротливым, ограничивая его реальную дееспособность. Вполне возможно, что реализация принципа «лучше меньше, да лучше» поспособствует повышению мобильности Госкомиссии и, по итогу, росту её функционального потенциала. По крайней мере, будем на это надеяться.  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
12 декабря 2018