Арктика сегодня. Для навигационного обеспечения Севморпути нужны новые спутники

Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto

Арктика сегодня. Для навигационного обеспечения Севморпути нужны новые спутники


Для успешного выполнения перевозок по Севморпути необходимо решить вопрос навигационного обеспечения движения судов. Для этого отечественным грузоотправителям и судовладельцам потребуется группировка российских коммерческих аппаратов дистанционного зондирования земли, работающих в оптическом, инфракрасном, радиолокационном диапазоне, заявил зампредседателя правления компании «Новатэк» Евгений Амбросов 21 июля 2022 года в ходе региональной выездной сессии VII Восточного экономического форума.

По словам топ-менеджмента «Новатэка», в настоящее время навигация на СМП сталкивается с ограничениями в силу санкций, сделавших недоступными для российских заказчиков коммерческие снимки арктических акваторий. В свою очередь, снимков, имеющихся в открытом доступе, недостаточно: они немногочисленны и, как правило, не покрывают наиболее сложные для судоходства участки Севморпути, такие как Восточно-Сибирское море, пролив Лонга, район острова Врангеля.

Это актуализирует вопрос о формировании новых российских спутниковых группировок над Заполярьем. Как следует из проекта плана мероприятий по повышению качества прогноза ледовой обстановки на СМП, который был совместно разработан Минприроды, «Росатомом», «Роскосмосом», Минтрансом и другими профильными структурами, в 2022-2023 годах на орбиту будут выведены три космических аппарата дистанционного зондирования Земли – два спутника «Кондор-ФКА» и один спутник «Обзор-Р».

Кроме того, продолжится доразвертывание отечественной орбитальной группировки «Арктика-М» – именно она обеспечит своевременный мониторинг и прогнозирование погодных условий на маршруте. Напомним, первый ее спутник был выведен на орбиту в феврале 2021 года; второй планируется к запуску в 2023 году. Группировка будет усилена в 2029-2030 годах: на орбиту отправятся еще четыре спутника «Арктика-М».

Наличие на заполярных орбитах метеорологических, навигационных, телекоммуникационных и других отечественных спутников – насущная необходимость. Работа в этом направлении должна носить системный, комплексный характер.

«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.
Александр Стоцкий
22 июля 2022
Арктика сегодня