Арктика сегодня: главные темы и дальневосточная рыба

Арктика сегодня: главные темы и дальневосточная рыба

Росконгресс определился с основными темами мега-форума «Арктика – территория диалога», который состоится в Санкт-Петербурге 9-10 апреля. Таковыми станут «Прибрежные территории», «Открытый океан» и «Устойчивое развитие». В рамках блока «Прибрежные территории» будут обсуждаться такие вопросы, как повышение уровня жизни и труда жителей арктических регионов России, усовершенствование базовых экономических механизмов, а также поиск инновационных решений модернизации промышленных предприятий, являющихся основой развития Арктики. Направление «Океан возможностей» будет посвящено следующим темам: СМП как ключ к развитию российской Арктики; достижения и инновации судостроения; биоресурсы открытого океана и промысел в Арктике; производство и использование СПГ; транспортная взаимосвязь: Арктика, Дальний Восток, Сибирь, Урал; освоение арктического шельфа: потенциал и риски; инфраструктура северных портов. В блок «Устойчивое развитие» вошла проблематика усовершенствования человеческого потенциала и инфраструктурного обеспечения жизни и деятельности в регионах АЗРФ. Продолжаются усилия по наполнению СМП коммерческими грузами. Недавнее совещание в Кремле дало «зелёный свет» целой массе идей и проектов по выстраиванию логистических цепочек через нашу Арктику. Одно из интересных направлений в этом плане – перевозки дальневосточной рыбы. В этой связи хотелось бы упомянуть о свежих итогах заседания межведомственной рабочей группы по вопросам организации доставки рыбной продукции с Дальнего Востока в Центральные регионы России по СМП (в эту группу входят представители Росрыболовства, Дирекции СМП, «Росатомфлота», рыбопромышленных и профильных ассоциаций). На встрече говорили о вопросах, связанных с планированием работы атомного лихтеровоза «Севморпуть» (который и предполагается использовать для доставки рыбной продукции на первых порах), погрузкой и разгрузкой транспортных контейнеров с продукцией, а также развитием портовых мощностей Севера и Дальнего Востока для увеличения поставляемого объема рыбных грузов. В настоящий момент упомянутый лихтеровоз вместимостью 200 рефрижераторных контейнеров проходит модернизацию, которая завершится к концу июня, после чего это судно сможет сделать минимум пару рейсов с рыбой за навигацию нынешнего года. Пока что предложенная логистическая схема видится такой: лихтеровоз загружается в Петропавловске-Камчатском (куда он сможет прибыть к 1 августа), а разгружается в Архангельске или Усть-Луге. По словам замглавы Росрыболовства П. Савчука, эта схема позволит сократить сроки доставки рыбной продукции, и при этом стоимость транспортировки будет ниже, чем на железной дороге или автотранспорте. В свою очередь, Морская коллегия при правительстве в скором будущем рассмотрит предложение, предусматривающее создание новой постоянно действующей грузовой линии через СМП, заточенной на доставку рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России с обратной загрузкой товарами «северного завоза» и прочими грузами. Для запуска этого проекта потребуется сооружение шести судов арктических классов Arc4-Arc7 вместимостью 200-300 рефрижераторных контейнеров. Как предполагается, профинансировать строительство можно было бы с помощью механизмов ФЦП. По прикидкам компании «Югрефтрансфлот», себестоимость перевозки рыбы по такому маршруту составит около 5,2 рублей за кг, тогда как ценник на перевозку южным маршрутом оценивается примерно в 17 рублей за кг. В общем, как видим, процесс идёт, и я очень надеюсь, что благодаря всем этим трудам и усилиям отечественной рыбы на российских прилавках вскоре станет больше.  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
5 марта 2019