Арктика сегодня: грузы, контейнеры и учёные

Арктика сегодня: грузы, контейнеры и учёные

По мере экономического развития Арктики растёт и коммерческое движение по морским акваториям АЗ РФ. Так, по свежим данным Росморречфлота, за семь месяцев текущего года грузооборот арктических портов увеличился на  6,7% и составил 45,63 млн т. Значительный вклад в этот рост, очевидно, приходится на углеводородные добывающие проекты за Полярным кругом: основную долю из этого объёма составляют наливные грузы (28,86 млн т). Нехитрые арифметические действия позволяют вычислить удельный вес арктических портов в общем грузообороте России (а это у нас 463,70 млн т) – он достиг 9,84%. Любопытно, что и этот показатель стал больше: за аналогичный период прошлого года он составил примерно 9,4%. Это особенно неплохо в том контексте, что суммарный объём перевалки по России также продолжает расти: получается, арктический грузооборот продвигается опережающим темпом. Деятельность по превращению Северного морского пути в транзитный грузовой маршрут продолжается. Компания Maersk анонсировала тестовый проход по СМП своего контейнеровоза с грузом замороженной рыбы по маршруту Владивосток – Санкт-Петербург. Надо сказать, что это будет первым в истории переходом контейнерного судна по акватории Севморпути. Как заявляют представители Maersk, по результатам рейса будет дана оценка безопасности мореплавания и наличия грузовой базы на СМП. Мероприятие запланировано на сентябрь и, очевидно, приурочено к ВЭФ (состоится 11-13 сентября), на котором Maersk презентует своё видение транзитных возможностей нашей арктической магистрали. А в Санкт-Петербурге (куда, напомню, и прибудут по СМП контейнеры с рыбой) идёт работа над строительством ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс» – нашей мобильной полярной станции, призванной возобновить присутствие научного сообщества в дрейфующих льдах Арктики. По сегодняшнему сообщению Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), в ледовом бассейне ААНИИ начались первые модельные испытания СЛП. Благодаря им в течение полутора-двух месяцев проектировщики смогут получить данные по свойствам будущего судна и определить его оптимальную форму.  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
16 августа 2018