Арктика сегодня: китайцы на СМП, газпромовские роботы и норвежский мораторий

Арктика сегодня: китайцы на СМП, газпромовские роботы и норвежский мораторий

Китайцы продолжают усиливать своё финансовое присутствие в ключевых арктических проектах России. Стало известно о том, что контейнерный оператор COSCO и Фонд Шёлкового пути готовы войти в число собственников компании «Морской арктический транспорт» (МАТ), ориентированной на обслуживание газовых месторождений в наших северных акваториях («Ямал СПГ» и, в перспективе, «Арктик СПГ-2»). Любопытно, что транспортировка СПГ будет лишь одним из направлений деятельности МАТ: в качестве второй главной задачи компании заявлено обеспечение трансарктических контейнерных перевозок. Отечественные газовики нацелены на расширение использования высоких технологий за Полярным кругом. По сообщению «Газпрома», компания ведёт поиск разработчика, способного создать роботизированный комплекс для диагностики оборудования подводной добычи. Основная задача комплекса – работа на морских месторождениях шельф в непростых условиях Арктики. Планируется, что холдинг определится с подрядчиком до 30 сентября. В общем, если вы поднаторели в робототехнике, и у вас есть, что предложить миру, смело обращайтесь в «Газпром». А норвежские власти оставили в силе своё давнее (принятое ещё в 1970-х годах) решение о моратории на добычу углеводородов в заповедной зоне у Лофотенских островов и архипелага Вестеролен, лежащих за Полярным кругом. Решение это далось непросто: и промышленники (что естественно), и основные политические силы королевства поддерживали идею о снятии моратория. Но природоохранная повестка победила – по крайней мере до выборов 2021 года.  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
4 сентября 2018