Арктика сегодня: контуры Северного широтного хода и якутские ветряки

Арктика сегодня: контуры Северного широтного хода и якутские ветряки

Наметились очередные подвижки по проекту Северного широтного хода (СШХ). Помните, в конце января прошла новость о скором начале строительства моста между Салехардом и Лабытнанги? Мы тогда напрямую увязывали это с переходом от слов к делу в сооружении СШХ, железнодорожной магистрали протяжённостью более 700 км, которая существенно повысит транспортную связность Ямала. Так вот, сегодня появилось ещё одно интересное сообщение на эту тему: Правительство одобрило начало концессионной процедуры по строительству Северного широтного хода. Примечательно, что проекту придётся выполнить своего рода первопроходческую роль. До него в современной истории России железных дорог на основе концессии не строили. Ничего удивительного, – это Арктика, а понятия «Арктика» и «впервые» у нас очень часто являются синонимами. В Якутии решили поддержать этот тезис и договорились с японцами о постройке первого в России арктического ветропарка. Меморандум об этом был подписан сегодня в Москве. В рамках проекта предполагается соорудить в Тикси три ветроустановки мощностью по 300 кВт/ч и столько же дизельных генераторов по 1 МВт/ч каждый. В доставке, монтаже и обслуживании оборудования примет участие Русгидро. Ветропарк в арктических широтах позволит не только сэкономить на дизтопливе (а именно на маломощных дизельных генераторах сейчас держится энергоснабжение труднодоступных населенных пунктов севера Якутии), но и снизить зависимость от северного завоза. Сам прецедент тоже важен: чем шире в Арктике будут использоваться возобновляемые источники энергии, тем более устойчивый характер будет носить её развитие.  

Александр Стоцкий

<span style="color: #000000;">Александр Стоцкий</span>
28 февраля 2018