Арктика сегодня: Maersk идёт на СМП, а Полярный индекс будет готов к 2018 году

Арктика сегодня: Maersk идёт на СМП, а Полярный индекс будет готов к 2018 году

Развитие СМП – неоспоримый тренд. Количество перевозимых по нему грузов возрастает, а судоходство становится доступнее как по технологическим причинам, так и по природным. Но если в росте СМП как внутренней российской артерии сомнений не было практически ни у кого, то по поводу его транзитных возможностей нередко слышались скептические оценки: не пойдут, мол, транзитёры в Арктику. Мы же всегда придерживались более оптимистичного подхода и, похоже, именно он и находит себе подтверждение. Сегодня стало известно, что международная контейнерная компания Maersk прорабатывает запуск пилотной грузовой линии между АТР и Европой по Севморпути. Пока в порядке эксперимента планируется выпустить на маршрут один контейнеровоз ледового класса. Кроме того, представители датской корпорации заявили, что Maersk изучает возможность размещения на этой перспективной линии своих новых судов на 3600 контейнеров, строящихся в данный момент по её заказу. Очевидно, выводы этого исследования во многом будут зависеть от исхода пробных проходов по СМП. Со своей стороны, полагаю, что у этого начинания есть значительные шансы на успех, чего датчанам и желаю. Это не единственная новость об арктической логистике. Инициатива создания пространственно-транспортно-логистических коридоров, озвученная на днях РАН, продолжает обретать конкретные очертания. Как сообщил президент РАН А. Сергеев, проект масштабного преобразования пространства РФ должен занять от 7 до 10 лет, потребовав инвестиций в размере около 30 млрд долларов в год. Ясно, что вложения подобного масштаба были бы весьма накладны для государства, поэтому план предусматривает широкое участие бизнеса на условиях ГЧП. Стало быть, осуществимость идеи будет напрямую зависеть от таких факторов, как доступность государственного финансирования, заинтересованность крупных инвесторов и способность правительства и учёных убедить потенциальных негосударственных участников в перспективности проекта. А наша организация «ПОРА» (совместно с МГУ и рядом независимых экспертов) продолжает работу над индексом устойчивого развития Арктики. На полях идущего Красноярского экономического форума директор «ПОРА» Б. Тарасов отчитался о продвижении наших усилий по созданию такой системы оценки, которая давала бы чёткую и понятную картину развития арктических территорий и хозяйствующих субъектов. В планах – представить его публике уже в следующем году.
13 апреля 2018