Арктика сегодня: мостостроители едут в Арктику; встречаем экологические вызовы во всеоружии

Арктика сегодня: мостостроители едут в Арктику; встречаем экологические вызовы во всеоружии

Новостью дня, бесспорно, стало заявление губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина о скором начале строительства моста через Обь. Софинансировать проект стоимостью 61 млрд. рублей будут федеральный бюджет, РЖД, «Газпром» и ЯНАО, а строить – одна из организаций, занятых в сооружении моста через Керченский пролив. Начать планируют к лету. Новость эта важна, конечно же, тем, что сотни людей получат возможность познакомиться с Арктикой. Ещё и в такой удачный момент: в Крыму летом невыносимо жарко, и мостостроителям там будет некомфортно, а вот на Ямале – в самый раз. Как раз и морошка созреет. Но если чуточку серьёзнее, то значение новости вот в чём: раз будут строить мост (что уже очень хорошо, ибо прямая транспортная связка между Салехардом и Лабытнанги нужна региону давным-давно), то Северному широтному ходу (СШХ) – быть. А СШХ – это важнейшая ж/д магистраль Обская – Коротчаево протяжённостью более 700 км с потенциалом перевозки до 11 млн. тонн грузов в год. Это транспортная артерия, которая свяжет 18 действующих (и сколько-то будущих) месторождений углеводородов, даст работу примерно 20 тыс. человек и поможет вывести освоение этого арктического региона на новый уровень. А теперь посмотрим на ситуацию ещё шире. Вот обсуждается у нас закон об опорных зонах в Арктике – эдаких точечных кластерах роста, которые вытянут на себе развитие всего региона. Конца этому процессу пока не видно: по словам зампреда ГД РФ О.Епифановой, к лету Дума вернётся к работе над ним, но устроит ли депутатов законопроект на этот раз, неясно. Но что мы видим на Ямале? Там эта самая опорная зона формируется явочным порядком: строится инфраструктура под будущий рост, отлаживаются механизмы ГЧП. Разве плохо? Сменим тему и поговорим об арктической экологии. Российские военные решили не оставаться в стороне от экологических проблем Арктики и внести свой вклад в дело ликвидации накопленного вреда. Как заявили сегодня представители Восточного военного округа (ВВО), специально сформированные сводные экологические подразделения (люблю родную армию за искусство нейминга) вскорости приступят к зачистке острова Врангеля в Арктике. Главный противник – мусор и отходы, уже давно превратившиеся в реального врага Крайнего Севера. Всего планируется вывезти с острова 2,5 тысячи бочек мусора. Напомню, по итогам 2017 года «жертвами» вооружённых экологов в Восточной Арктике стали более 600 тонн отходов и металлолома, собранных и отправленных на утилизацию в Петропавловск-Камчатский. Волнуюсь: что же на всё это скажет НАТО?
31 января 2018