Арктика сегодня: на повестке дня – арктическая логистика

Арктика сегодня: на повестке дня – арктическая логистика

Развитие инфраструктуры – вопрос системный. Именно поэтому в ЯНАО не собираются останавливаться на сооружении Северного широтного хода (СШХ) и говорят о скором запуске нового крупного транспортного проекта в регионе – СШХ-2. В рамках его реализации планируется усилить линию Обская-Бованенково, соединить железной дорогой Бованенково и порт Сабетта, а также произвести целый комплекс работ по развитию инфраструктуры этого порта. По сути, СШХ-2 «подхватит» грузопоток с СШХ и доведёт его до морских ворот региона – Сабетты. Это существенно повысит транспортную связность этого района Арктики, создаст целый веер новых логистических возможностей (путём обеспечения связки с СМП) и неминуемо простимулирует экономическое развитие прилегающих территорий. По словам врио главы Ямала Д. Артюхова, данный проект находится в высокой степени проработки, а власти субъекта активно готовятся к подписанию концессии на строительство основного элемента СШХ-2 – железнодорожной ветки Бованенково-Сабетта. О развитии инфраструктуры на СМП в широком контексте арктического транспорта и экономического роста говорили на недавнем высокоуровневом совещании в Сабетте. Участники мероприятия (а среди них были зампред правительства М. Акимов, глава Минприроды, руководство «Новатэка», командующий Северного флота и другие весомые фигуры) определили такие направления стратегии в этой сфере: наращивание инфраструктуры (с учётом ввода в строй СШХ и СШХ-2), вовлечение и поддержка недропользователей и инвесторов для синхронизации планов освоения месторождений с продвижением инфраструктуры, увеличение коммерческого и ледокольного флота, развитие системы метеомониторинга, а также создание перевалочных центров на западных и восточных границах СМП в безледовых зонах. На совещании также было решено создать новый арктический координационный орган – межведомственный проектный офис по развитию СМП. Попутно упомяну о ещё одном важном событии. Заявления о строительстве перевалочных центров – не пустой звук. Стало известно о переговорах военных (в лице командования СФ) и газовиков в отношении развёртывания такого пункта в районе знаменитой базы нашего ВМФ в Видяево. По мнению последних, этот терминал, ориентированный на обслуживание «Ямал СПГ» и, в перспективе, «Арктик СПГ-2», смог бы обеспечить перегрузку примерно 20 млн тонн СПГ в год. Видяево выбрано не случайно: губа Ура, в которой находится база, является, в логистическом смысле, одним из лучших мест Кольского полуострова. Теперь ждём решения военных. Любопытно, что если они согласятся, то, по факту, отнимут этот выгодный контракт у норвежцев: как я упоминал некоторое время тому назад, наши западные соседи всерьёз рассматривали возможность строительства аналогичных перегрузочных мощностей в своей акватории.  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
21 августа 2018