Арктика сегодня: навстречу АркФО, грузы на СМП и пуск реактора

Арктика сегодня: навстречу АркФО, грузы на СМП и пуск реактора

Недавняя мини-перекройка Сибирского и Дальневосточного федеральных округов оживила в профессиональных кругах разговоры по поводу выделения нашей Арктики в федеральный округ. В целом, идея эта вполне логична: для АЗРФ характерен единый набор проблем и вызовов; Арктика стратегически важна для нас в оборонном и ресурсном отношении; инфраструктурно и логистически она в очень большой степени завязана на Севморпуть как своего рода стержневую магистраль, интегрирующую наши полярные территории в транспортном измерении. То есть мысль о том, что этот мета-регион должен бы получить единый управленческий формат, вполне отвечает нашим реалиям. Это, кстати, признаёт и федеральный (а в прошлом и Союзный) центр – недаром действующим законодательством предусмотрено само понятие Арктической зоны. Тут нельзя не признать, что воплощение этой идеи само по себе может стать серьёзным вызовом: за Полярным кругом подчас находятся лишь отдельные районы некоторых исторически сложившихся регионов, поэтому для создания АркФО придётся либо перекраивать едва ли не всю административно-территориальную систему севера России, либо менять принципы организации и функционирования федеральных округов. Однако, по нашему убеждению, как-то двигаться в этом направлении всё-таки надо – как мы уже неоднократно говорили (вспомните, например, историю с министерским проектом Стратегии пространственного развития РФ), Арктика требует создания единого координационного центра, способного эффективно решать её проблемы и реализовывать её возможности. Эксперименты международных компаний с доставкой грузов по Севморпути продолжаются. Поступило сообщение о том, что два балкера на СПГ, принадлежащих компании ESL Shipping, завершили своё плавание из Японии в Швецию, проходившее по нашему арктическому маршруту. Любопытно, что, говоря о преимуществах СМП, представители компании приводят в его пользу и такой аргумент: при следовании судна не через Суэц, а через арктические акватории в атмосферу выбрасывается примерно на 40% меньше вредных веществ. Нашим это утверждение имеет смысл запомнить: экологическая повестка в ЕС традиционно сильна, поэтому СМП вполне можно позиционировать в качестве «зелёной» альтернативы суэцкому маршруту. И к новостям арктической атомной энергетики. На плавучей АЭС «Академик Ломоносов» состоялся пуск реактора (одного из двух). Теперь на повестке дня – комплексные испытания. Второй реактор атомщики планируют запустить в ближайшем времени. По словам представителей «Росатома», буксировать ПАТЭС на Чукотку начнут по весне.

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
5 ноября 2018