Арктика сегодня: прогнозы по СМП, порт Тикси и новые полярные суда

Арктика сегодня: прогнозы по СМП, порт Тикси и новые полярные суда

Минэнерго озвучило свои прогнозы по перевозкам на СМП. По словам директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго А. Гладкова, к 2024 году грузооборот по Севморпути выйдет на показатель 80 млн тонн в год. Как мы помним, президент ставил задачу добиться этого к 2025 году; как видно, в министерстве считают возможным взять данную планку с опережением графика. А вот уже к 2040 году, согласно министерским подсчётам, по СМП будет транспортироваться более 200 млн тонн. Основной вклад в эти параметры должны сделать добывающие компании: по объективным причинам центр активности российских газовиков и нефтяников будет смещаться в Арктику, и всё больший объём грузов пойдёт по нашим полярным акваториям. Некоторые детали закрытого совещания по Арктике, прошедшего в правительстве на прошлой неделе, постепенно становятся достоянием общественности. Из интересного: по сообщению представительства Якутии при президенте РФ, было принято важное решение по якутскому арктическому порту Тикси. Во-первых, взят курс на его реконструкцию – порт будут приводить в порядок и модернизировать. Во-вторых, он будет включён в систему Севморпути, притом в роли важного административного и обеспечивающего звена, – быть ему базовым пунктом управления инфраструктурой в Восточной части СМП. Ждём дальнейших подробностей. Освоение Арктики – это большая задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших аспектов здесь – развитие водного транспорта. В частности, для постоянного присутствия за Полярным кругом у нас должны иметься в наличии суда, способные работать в этих экстремальных условиях. И отрадно, что отечественные корабелы трудятся над подготовкой новых судовых проектов, предназначенных для Арктики. Так, Крыловский государственный научный центр презентовал технический проект 22790 многоцелевого судна обеспечения (МСО), созданного в рамках госпрограммы по развитию гражданской морской техники. МСО представляет собой однопалубное судно ледового класса Arc5, оснащённое вертолётной площадкой. Нижегородское ЦКБ «Лазурит» приготовило для Арктики два проекта: мелкосидящее судно ледового плавания, предназначенное для снабжения морских нефтегазовых платформ (ледовый класс Arc5), и плавучую базу комплексного обеспечения буровых работ класса Arc7. В свою очередь, «Газпром флот» представил судно-снабженец класса Arc4 (проект 22430), которое будет обеспечивать буксировку и постановку на якорь плавучих буровых установок, нести аварийно-спасательное дежурство и участвовать в ликвидации разливов нефти.  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
8 октября 2018