Арктика сегодня: радиационная безопасность и околожелезнодорожная возня

Арктика сегодня: радиационная безопасность и околожелезнодорожная возня

В заполярном Снежногорске продолжаются работы по утилизации плавтехбазы «Лепсе». Судно уникально тем, что является по сути плавучим хранилищем радиоактивных отходов, задачей которого был приём отработавших тепловыделяющих сборок и охлаждающих вод реакторных контуров с атомных ледоколов и подводных лодок. Собственно, соответствующие работы идут примерно с 2012 года, но именно сейчас они подходят к решающему этапу – дезактивации сборок, которых на борту судна находится ни много ни мало 639. Сборки переместят в блок-упаковку, а потом вывезут на хранение в бухту Сайда-Губа. На очереди – ледоколы «Сибирь» и «Арктика». Последняя, кстати, после дезактивации вполне может стать музеем – есть идея отбуксировать этот заслуженный ледокол в окрестности Санкт-Петербурга, сделав из него экспонат, позволяющий оценить масштаб нашей промышленности и мощь научно-конструкторской мысли.

А пока наши специалисты борются за чистоту природы, обеспечивая безопасный и устойчивый характер освоения Севера, в соседней Финляндии продолжается возня вокруг проекта сооружения Арктической железной дороги. Специальная комиссия, изучившая проект, вынесла негативный вердикт и рекомендовала вообще не затевать это строительство. Однако в начале месяца к проекту несколько неожиданно подключился П. Вестербака – создатель игры Angry Birds и крупный международный инвестор, подписавший меморандум о намерениях в отношении прокладки этой магистрали. Данный шаг явно придал этому проекту новый импульс; замаячили и перспективы получения финансирования. Тут же активизировались зелёные и правозащитные организации – сегодня в столице Финляндии прошла акция, направленная против самой идеи строительства арктической железной дороги. Мол, дорога не будет экологичной, помешает выпасу оленей и навредит саамской культуре. В общем, как это нередко случается, вокруг проекта сложился конфликт интересов, который теперь как-то придётся решать. Как из него будут выходить сторонники магистрали – посмотрим.

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
23 мая 2019