Арктика сегодня: размышляя о «Зелёной сделке ЕС»

Белотурова Ирина

Арктика сегодня: размышляя о «Зелёной сделке ЕС»

14 июля Европейская комиссия опубликовала пакет официальных предложений по введению в ЕС трансграничного углеродного регулирования. План, получивший название EU Green Deal («Зелёная сделка ЕС»), официально направлен на снижение к 2030 году выбросов в странах Евросоюза на 55% по отношению к уровню 1990 года. Кроме того, его авторы заявляют, что он будет содействовать выходу ЕС на полную «углеродную нейтральность» к 2050 году.

В частности, план предусматривает:

Введение пограничного углеродного налога на импорт в страны ЕС. Налог затронет такие товары, как сталь, цемент, алюминий, удобрения и электроэнергия.
Переход с 2035 года на производство автомобилей с нулевыми выбросами и запрет на производство автотранспорта на ископаемом топливе; масштабную электрификацию транспорта.
Применение практики компенсационных мер по отношению к «углеродному следу», формируемому индустрией авиационных, морских и автомобильных перевозок.
В России данная инициатива не встретила понимания.

Согласно подсчётам Минэкономразвития, объём налогообложения, которому будет подвергнут целый ряд экспортных товаров РФ, составит порядка 7,6 млрд долл. США. Это видится как нарушение духа соглашений ВТО: по мнению российских органов власти и предпринимателей, таким образом Евросоюз вводит нерыночные ограничения в обход международного законодательства.

Глава Минэкономразвития М. Решетников убеждён, что взаимосвязь между предлагаемым Евросоюзом механизмом и борьбой с изменением климата также неочевидна. Ведь Парижское соглашение, подписанное как государствами-членами ЕС, так и Россией, гарантирует странам право самостоятельно определять наиболее эффективные для них методы борьбы с климатическими изменениями, тогда как на деле мы наблюдаем навязывание странам-поставщикам тех схем регулирования декарбонизации, которые были приняты Евросоюзом.

Хотелось бы сделать несколько комментариев.

Думается, озвученные Еврокомиссией предложения представляют собой серьёзный вызов для нашей страны как торгового партнёра ЕС. Экономика России, в немалой степени связанная с экспортом энергоносителей и сырья, добываемых в том числе за Полярным кругом, сталкивается с односторонним давлением со стороны Евросоюза.

Последний фактически закрывает глаза на целый ряд обстоятельств, указывающих на особую роль России и Русского Севера в контексте противодействия глобальным климатическим изменениям. Авторы плана «забывают» о том, что именно в России находятся «зелёные лёгкие» планеты, позволяющие утилизировать антропогенные выбросы СО2 и делать природу чище. Они обходят своим вниманием и тот факт, что именно Россия как страна, имеющая самую длинную береговую линию в Арктике, сталкивается с основными последствиями загрязнения Мирового Океана, приходящимися на долю высоких широт.

А ведь всё это необходимо учитывать – в том числе и применительно к определению «ответственности» каждой страны за загрязнение планеты. В этом свете российской дипломатии, бизнесу, СМИ, экспертному сообществу предстоит большая работа по донесению нашей позиции до европейских коллег.

Необходимо сообща продумать и предложить новые решения, позволяющие гармонизировать экологические политики ЕС и России, прийти к консенсусу по основным вопросам декарбонизации и снижения воздействия на среду. При этом необходимо действовать в парадигме устойчивого развития, не упуская из виду не только задачу сбережения природы, но и необходимость защиты интересов человека и общества, обеспечения экономического роста и социального прогресса.

Мы в ПОРА готовы к тому, чтобы взять на себя часть этой важной и ответственной работы.
Александр Стоцкий
15 июля 2021
Арктика сегодня