Арктика сегодня: Севморпуть, экология и закрытый «должок»

Арктика сегодня: Севморпуть, экология и закрытый «должок»

Как мы знаем, востребованность Севморпути растёт, и этот процесс будет набирать обороты далее. Тем более актуальны шаги, нацеленные на повышение технической оснащён ности СМП (об этом мы в «ПОРА» не устаём повторять). Информация, пришедшая сегодня из Минтранса, показывает, что работа в этом направлении ведётся. Так, министерство подготовило проект постановления правительства по федеральному субсидированию навигационно-гидрографического обеспечения судоходства по СМП. Субсидия будет выдана ФГУП «Гидрографическое предприятие». Конкретные сроки утверждения проекта не озвучиваются, но есть мнение, что это состоится уже в течение нынешнего месяца. В чём смысл этого постановления, что оно нам даст? Предполагается, что в результате реализации его положений техническая оснащённость СМП вырастет до 40,5%. Нетрудно догадаться, что это самым позитивным образом скажется на безопасности и эффективности использования нашей северной магистрали – и, конечно же, поспособствует её дальнейшему росту. Устойчивость развития – это, в том числе, его экологичность. Такое понимание тем более важно в Арктике, природа которой требует особой заботы. И эта истина всё лучше усваивается отечественным бизнесом. Свежий пример: Кольская горно-металлургическая компания планирует снизить объем выбросов в атмосферу наполовину в результате модернизации производства в Мурманской области. Всего на модернизацию предприятий Кольской ГМК планируется выделить 20 млрд рублей. С моей точки зрения, это замечательный тренд, который можно только приветствовать. Завершу обзор не особо сенсационной, но достаточно знаковой арктической новостью. Стало известно о недавнем возвращении в Россию бурового судна «Валентин Шашин». Судно не новое – 1982 года постройки, но серьёзное (шутка ли – делает скважины глубиной до 6,5 км). Славно оно, в частности, тем, что именно его буровая установка пробурила скважину, открывшую миру гигантское Штокмановское месторождение в Баренцевом море. В девяностые «Шашин» снова попал в новости, но в этот раз не так чтобы по хорошему поводу. Сдали его в аренду зарубежной компании за, прямо скажем, смешные деньги – 21 тысячу долларов в сутки, ну а арендатор тут же отдал его в субаренду за... 400 тысяч долларов в сутки, то есть в 19 раз дороже. В общем, типичная история для тех лет: «вот на эти 19 процентов я и живу». Несмотря на явную коррупционную составляющую сделки (кое-кто в результате таки получил реальный срок), поделать с этим было нечего, так как по бумагам всё было как бы гладко. И пришлось нашему кораблю долгие годы работать на чужого «дядю». Но, что называется, сколько верёвочке ни виться... Заморские дельцы всё-таки были вынуждены вернуть «Шашина» домой, в Мурманск.  На пенсию ему рано: поработает ещё в своей родной Арктике. Но теперь – на благо России!

Александр Стоцкий

 
Александр Стоцкий
4 апреля 2018