Арктика сегодня: суда для СМП, кадры и корейское участие

Арктика сегодня: суда для СМП, кадры и корейское участие

Продолжается работа над законопроектом по ограничению доступа судов зарубежной постройки на СМП. Как мы помним, обсуждается он с весны, а 31 мая был внесён в правительство. По сообщению представителя Минпромторга, до 1 января 2019 года по Севморпути будут продолжать ходить все суда под российским флагом без исключения, а вот дальше – только суда, произведённые в России либо получившие специальное разрешение правительства. При этом какие суда считать российскими, пока неизвестно, поскольку работа по определению соответствующих критериев всё ещё идёт в Минпромторге. Простой судьбы у этого законопроекта также пока что не предвидится, принимая во внимание текущую ситуацию с происхождением судов, бороздящих наши арктические просторы, и, соответственно, существование различных интересов у игроков, работающих на СМП. Но, как всегда, надеюсь на трезвый компромисс между правительством, отечественными корабелами и эксплуатантами судов иностранного изготовления. Ещё одна кадровая арктическая новость. Глава правительства назначил нового первого замминистра природных ресурсов и экологии. Им стал Д. Храмов, до конца 2015 года работавший в Минприроды (в т.ч. и на посту первого зама), далее перешедший в «Новатэк» на должность замглавы правления этой корпорации и теперь, как видим, вернувшийся в министерство. Это назначение любопытно с той точки зрения, что арктическая повестка в «Новатэке» очень сильна: ключевые СПГ-проекты компании (и уже существующий «Ямал СПГ», и планируемый «Арктик СПГ-2») завязаны на Арктику. При этом для «Новатэка» Арктика – это прежде всего Ямал, а ведь именно экс-губернатор этого региона сейчас возглавляет Минприроды. Кстати, об «Арктик СПГ-2». Южнокорейская KOGAS («Корейская газовая корпорация») выразила готовность войти в этот новый проект. Такое намерение было зафиксировано в меморандуме о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере сжижения газа, подписанном сегодня в Москве. Согласно документу, KOGAS рассмотрит возможность долевого участия в «Арктик СПГ-2» и закупки газа, добытого и сжиженного на его мощностях. Корейцы также смогут поучаствовать в торговле СПГ и новых инфраструктурных и логистических проектах за Полярным кругом. Это хорошая новость: чем больше подобных завязок с иностранными партнёрами, тем выше вероятность того, что этот перспективный и важный для АЗ РФ проект перейдёт в практическую плоскость.  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
22 июня 2018