Арктика сегодня: «свободное судоходство», топливо для Арктики и полярная экскурсия

Арктика сегодня: «свободное судоходство», топливо для Арктики и полярная экскурсия

Начну с новостей из-за рубежа. Отвечая на вопросы журналистов, командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Дж. Харригиан прокомментировал российскую военную активность за Полярным кругом. Помимо дежурных фраз на тему того, что США и НАТО «продолжают следить за деятельностью России» и вполне хорошо осведомлены об успехах нашего военного строительства, прозвучало ещё кое-что. В качестве одной из целей американской военной машины в Арктике генерал назвал «обеспечение свободы судоходства, необходимой для всех стран». Это знакомая песня. Напомню, что в вашингтонском прочтении под «свободой судоходства» в Арктике понимается ничем не ограниченное пользование морскими транспортными коридорами, в т.ч. проходящими по территориальным водам других стран. С какого-то момента американские должностные лица – военные и гражданские, первой величины и второстепенные – взялись проговаривать тезис об этом самом «свободном судоходстве». Как г-н генерал позволил нам ещё раз убедиться, отказываться по такой постановки вопроса в США не собираются. А это значит, что нам надо готовиться к тому, что как только у США появятся соответствующие материальные возможности, они будут пытаться показывать флаг в наших льдах, пробуя навязать эту «свободу судоходства» явочным порядком. Как именно нам к этому готовиться, известно: строить ледоколы, налаживать инфраструктуру, наращивать возможности присутствия в Заполярье.

…А вот чтобы эти возможности росли, нужны новые технологии. И они есть! Специалисты Уральского федерального университета анонсировали создание топливных элементов, предназначенных для использования в нашей Арктике. По словам представителей УрФУ, речь идёт об особых модульных устройствах, способных преобразовывать химическую энергию в электрическую с помощью электрохимических реакций. Заявленный КПД заставил меня присвистнуть – более 90%! Для сравнения, у двигателя внутреннего сгорания этот показатель где-то в районе 30%. Что не менее важно, новая разработка высоко экологична. Сразу формируется задел на универсальность: модульность позволит с лёгкостью комбинировать эти элементы. Уже готовы прототипы, теперь дело за доводкой и внедрением.

Ну и напоследок ещё одна хорошая новость. Помните, мы недавно писали об арктической экскурсии для школьников? Сегодня она стартовала: ледокол «50 лет Победы» вышел из Мурманска и взял курс на Северный полюс. На борту – 68 одарённых парней и девочек со всей страны. В пути их ожидают интересные конкурсы и задания – например, поучаствовать в олимпиаде, сыграть в «Что? Где? Когда?» и снять фильм. Счастливого пути и классных, незабываемых впечатлений!

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
14 августа 2019