Арктика сегодня: ТОРы, геология и белая чайка

Арктика сегодня: ТОРы, геология и белая чайка

Начнём с новостей законодательства. Президент подписал сегодня закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Думой несколько дней назад. Дело это для нашей Арктики важное, поскольку одним из локомотивов её развития, собственно, и являются эти самые территории – ТОРы. Что в законе нового? Основываясь на полученном в ходже запуска первых ТОРов опыте, законодатели усовершенствовали ряд моментов, прежде всего – порядок создания и управления ТОРами (в том числе на территории моногородов), правовое положение их резидентов, механизмы государственного надзора и муниципального контроля за работой ТОРов и т.д. Сделана одна важная поправка: теперь режим ТОР не может распространяться на добывающую и банковскую отрасль – только производство. Это хорошо, так как в регионе должны быть созданы условия, стимулирующие развитие кластеров с высокой степенью передела продукции. Кроме того, теперь в ТОРы можно включать водные объекты, что обещает расширить сферу роста и географическом, и в отраслевом смысле.

Отвечая на актуальный запрос, сформулированный в ходе недавнего большого совещания по Арктике, «Росгеология» выступила с инициативой разработки проекта госпрограммы по геологическому изучению Заполярья. Новая программа должна закрыть острый вопрос недоисследованности АЗРФ и содействовать воспроизводству минерально-сырьевой базы региона. Для этого будут нужны серьёзные государственные инвестиции: так, на период 2020-2024 годов геологам потребуется 89,3 млрд рублей, в 2024-2035 годах – 104,6 млрд рублей, а до 2045 года – ещё 98,6 млрд рублей.

В рамках нацпроекта «Наука» отечественные орнитологи произвели подсчёт белой чайки, гнездящейся в нашей Арктике. К слову, на Россию приходится примерно половина всей мировой численности этого редкого вида. Предыдущий такой подсчёт был сделан в 2006 году, а в некоторые места учёные вообще смогли добраться впервые за примерно полсотни лет. В нашей части Заполярья год для данного вида выдался не особо благоприятным: похоже, сказалась поздняя весна и участившиеся «визиты» белых медведей. У норвежцев – ни так, ни сяк (как сказали учёные, «год был средний»). Об общей же динамике можно будет говорить тогда, когда с нашими учёными поделятся своими результатами их гренландские и канадские коллеги, которые ещё не завершили свои исследования.

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
29 июля 2019