Арктика за неделю: большая политика, газовозные танкеры и вечная мерзлота

Арктика за неделю: большая политика, газовозные танкеры и вечная мерзлота

Новогодние праздники завершились, и я вновь представляю вашему вниманию свежий выпуск недельных арктических новостей. Разговоры о «русской угрозе» и мысли о сотрудничестве, новости судостроения, инициативы по вечной мерзлоте, – в общем, рассказать есть о чём. Ну-с, приступим! Конфронтация или сотрудничество? Северные страны НАТО балансируют между противостоянием России и диалогом с ней. В программной речи министра обороны Норвегии наша страна была названа главной угрозой в Арктике. Тенденция тревожная: раньше до таких откровений (да ещё и со стороны близких соседей) не доходило. В то же время, по словам министра, Норвегия не может обойтись без России в решении целого ряда арктических вопросов. В свою очередь, в Прибалтике считают, что «открытие» Арктики миру, происходящее по мере потепления в Заполярье и продвижения технологий, влечёт за собой не только угрозы,  но и новые опции. Так, повышается доступность ресурсов, открываются перспективные транспортные коридоры, а всё это формирует новое поле игры, где возможно не только соперничество, но и сотрудничество. Думается, нам надо грамотно использовать эти возможности для продвижения установок на мир и совместную работу в высоких широтах на благо всех заинтересованных сторон. А нам всё равно! Несмотря на отдельные проявления западной паранойи, присутствие наших военных за Полярным кругом в нынешнем году продолжит расти. По словам командования Северного флота, Арктика будет приоритетом его деятельности в 2019 г. В планах – не только проведение учений, но и, как обычно, спасательная работа, а также ликвидация накопленного экологического ущерба. Новый ледокол на подходе. Завершается строительство нового неатомного ледокола, сооружаемого в Выборге по заказу «Росатомфлота» для обслуживания арктического порта Сабетта. Сейчас судно готово практически на 90%. Ходовые испытания намечены на апрель, а в мае его передадут владельцу. ...А пятнадцать танкеров – в планах. Стало известно, что новая верфь «Звезда» возьмёт на себя строительство газовозного флота под добывающий проект «Арктик СПГ-2». На «Звезде» будет сооружено 15 газовых танкеров ледового класса Arc7. Сумма заказа не разглашается, но, по оценкам экспертов, она может составлять более 30 млрд рублей. С заботой о мерзлоте. Тюменские учёные предлагают запустить межведомственную программу «Вечная мерзлота России». Сверхзадача – сохранить вечную мерзлоту, учитывая состояние криолитозоны при реализации экономических проектов на Крайнем Севере. Построил порт – выпусти рыбу. «Росморречфлот» рассказал о мерах по компенсации ущерба, причинённого водной экосистеме в ходе строительства и эксплуатации портовой системы России. Так, в 2017-2018 гг. на компенсацию по порту Сабетта в море было выпущено почти 400 млн экземпляров пеляди и 2,6 млн экземпляров сибирского осетра. Всего на эти нужды ведомство израсходовало почти 1 млрд рублей. На снегоходе по Арктике. Команда магнитогорских путешественников-экстремалов начала трёхмесячный пробег на снегоходах, который пройдёт по всем восьми арктическим субъектам РФ. Длина маршрута – более 17 тыс. км; начальной точкой стал Мурманск, а пункт назначения – южная оконечность Камчатки. Ну а на эту неделю всё. Оставайтесь с нами, читайте наши обзоры, будьте в курсе арктических дел, – ведь значение Арктики в мире и всеобщий интерес к ней будут только расти. И – до следующей недели!  

Александр Стоцкий

<span style="color: #000000;">Александр Стоцкий</span>
13 января 2019