Арктика за неделю: форум в Якутии, СШХ и СПГ

Арктика за неделю: форум в Якутии, СШХ и СПГ

На этой неделе в Якутске состоялось крупное международное событие – в столице РС(Я) прошёл II Северный форум по устойчивому развитию. Основной темой мероприятия стала транспортная инфраструктура нашей Арктики и Крайнего Севера. В то же время, в центре особого внимания собравшихся находились вопросы развития северо-восточного сектора Заполярья, кадровая проблематика, снабжение АЗРФ, а также перспективы Севморпути. В ходе форума Минвостокразвития анонсировало целый ряд важных изменений:

  • Министерство готовит программу межрегионального приграничного сотрудничества, которую намерено предложить в рамках председательства РФ в Арктическом совете. Программа будет призвана дать новый толчок диалогу между регионами Арктики и стимулировать экспорт наших товаров в сопредельные полярные государства.
  • Существующую систему северного завоза будут пересматривать в русле повышения её прозрачности. За основу могут быть взяты наиболее успешные наработки зарубежных стран, предполагающие выстраивание прозрачных цепочек поставок товаров напрямую от производителей с возможной фиксацией цен. В сфере внимания – предметы первой необходимости и лекарства.
  • В АЗРФ будут введены особые стандарты оказания услуг, отличные от общестрановых. Для Заполярья будет разработана генеральная схема размещения объектов социальной инфраструктуры, учитывающая фактор фактической транспортной доступности соответствующих населенных пунктов.

А теперь – о других новостях недели.

СШХ: работа идёт. Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проектно-сметной документации на первый этап строительства железнодорожной магистрали «Обская – Салехард – Надым». Протяженность новой железнодорожной линии, которая войдёт в состав будущего Северного широтного хода, составит 396 км.

Новые газовозы. Дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда» заключил контракт на постройку ещё 10 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для флагманского проекта «Арктик СПГ-2», реализуемого в Заполярье. Начало строительства первого судна данной партии запланировано на конец 2020 г. Таким образом, общее количество газовозов для «Арктик СПГ-2» в портфеле заказов «Звезды» выросло до 15 судов. А это – огромные средства, которые пойдут на развитие нашей производственной базы, технологий, судостроительных компетенций.

Готовность растёт. В свою очередь, запуск «Арктик СПГ-2» не за горами: готовность проекта в целом оценивается в 21%. Так, на проекте уже пробурено 11 эксплуатационных скважин, что составляет 16% от плана. Программа капиталовложений, финансируемая акционерами, выполнена на 23%; на данный момент законтрактован 81% общих капитальных расходов.

Вклад ПАТЭС. Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», базирующаяся в Певеке, выработала за год свыше 85 млн кВтч электроэнергии, обеспечив 50% потребности Чаун-Билибинского энергоузла. Мощности первой в мире плавучей АЭС позволяют подать электричество и тепло более 100 тыс. потребителей. Так держать!

Трансарктический кабель. К совместному проекту «МегаФон» и финской Cinia по прокладке телекоммуникационного кабеля через полярные воды присоединяются новые участники – две норвежские компании и консорциум из семи японских фирм во главе с корпорацией Sojitz. Длина кабеля составит 10,6 тыс. км, а сам он будет способен передавать данные со скоростью 66 Тбит/сек. Общая сумма инвестиций по проекту составит до 850 млн долл. США.

Исследование Заполярья. Российские нефтяники снаряжают две исследовательские экспедиции в нашу Арктику. Их задачи – повысить достоверность прогноза нефтегазового потенциала арктических бассейнов, произвести обслуживание и перестановку сети погружных буйковых гидрометстанций в северных морях и оценить текущее состояние полярной акватории.

Вот и всё на сегодня – и на эту неделю. Оставайтесь с нами, читайте нас, думайте о будущем нашей Арктики!

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
4 октября 2020