Арктика за неделю: конференц-марафон продолжается

Арктика за неделю: конференц-марафон продолжается

Уходящая неделя продолжила виртуальный сезон арктических форумов, открытый на неделе предыдущей. В Москве прошла масштабная конференция «Арктика-2018», в норвежском Киркенесе – международный конгресс стран Баренцева региона, а в Хельсинки – конференция по имплементации Полярного кодекса. В свою очередь, чтобы не отставать от тренда, мы в «ПОРА» провели заседание Дискуссионного клуба, посвящённое сохранению ненецкой оленегонной лайки. Поговорим же о главных темах, поднимавшихся на этих площадках. Северное суперминистерство. В начале недели был анонсирован проект учреждения министерства по развитию Севера. К сфере деятельности этого органа власти предлагается отнести широкий круг вопросов, связанных с развитием северных и труднодоступных территорий России. Эффективное администрирование Арктики и приполярных районов – серьёзный вызов, поэтому внимание к этой инициативе гарантировано. СПГ. Россия всё активнее проникает на рынок сжиженного газа. Особенно привлекают газовиков страны Юго-Восточной Азии, чья роль в мировом промышленном производстве прочно фиксирует за ними статус нетто-импортёров энергоносителей. Российские перспективы заманчивы, но без борьбы своей ниши на энергорынке региона не заполучить. А значит, пришло время для работы над повышением конкурентных преимуществ наших арктических добывающих активов. Что ведёт нас к следующему пункту: Логистика. Не устаю повторять, что она является ключом к освоению арктических богатств. Чем более развита северная транспортная инфраструктура, тем выше доступность месторождений и рентабельность их освоения, а также прибыльность СМП. Если его последовательно модернизировать, стремясь к техническому обеспечению всесезонной навигации, его ценность как самостоятельной магистрали существенно возрастёт, что откроет новые перспективы развития перед русской Арктикой. Человеческое измерение. Арктика – это прежде всего люди. Одной из ключевых задач освоения региона является сбережение и устойчивое развитие коренных народов Севера, о чём было сказано немало слов на форумах, прошедших на этой неделе. «ПОРА» также участвует в этой важной миссии. Так, мы выделили грант и оказываем экспертную помощь для защиты оленегонной лайки – породы северных собак, имеющей огромное значение для оленеводства. Совместная добыча в Баренц-регионе. Россия и Норвегия работают над тем, чтобы объединить усилия в разработке углеводородных месторождений на шельфе Баренцева моря. Это позволит избежать ненужной конкуренции и дублирования инфраструктуры и добывающих мощностей, т.е. минимизирует расходы. Также отмечу, что совместная (и при этом взаимовыгодная) деятельность хорошо сближает, что немаловажно для России в условиях, когда отношения с Западом в целом далеки от сердечной теплоты. Полярный кодекс. По мнению Минтранса, большинство отечественных операторов готовы к исполнению норм этого документа, регламентирующего безопасность судоходства в Арктике. Работа по внедрению его положений продолжится, причём, как было заявлено, РФ и Финляндия будут сотрудничать в продвижении новых нормативов. Полярный индекс. «ПОРА» разрабатывает рейтинг устойчивого развития «Полярный индекс», оценивающий арктические регионы и компании, работающие в АЗ РФ, в трёх измерениях: экономическом, социальном и экологическом. По нашей задумке, индекс позволит увидеть успехи и недостатки устойчивого развития российской Арктики в комплексе, что, в свою очередь, даст ключ к пониманию того, в каком направлении нам надо двигаться дальше. В марте состоится заседание Дискуссионного клуба по «Полярному индексу», а его концепцию мы собираемся презентовать в мае. Не забывайте: мы всегда открыты для разговора и предложений по этой важной теме. Такой была прошедшая арктическая неделя. Оставайтесь с нами и следите за арктическими новостями!  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
25 февраля 2018