Арктика за неделю: льготы, мазут и российский флаг

Арктика за неделю: льготы, мазут и российский флаг

Вот и прошла последняя неделя зимы, а это значит, что нам ПОРА подвести её итоги. Короткая рабочая неделя запомнилась целым рядом заметных событий. На первом месте, бесспорно, стоит новость о предложении распространить арктические льготы на проекты малого и среднего бизнеса, реализуемые в Заполярье. Мимо экспертного сообщества не прошло и сообщение о запрете, вводимом ИМО на использование флотского мазута в высоких широтах. В свою очередь, Минтранс выступил с идеей запретить перевозку из АЗРФ нефтегазовых грузов судами под иностранным флагом. А теперь — подробности.

Льготный вопрос. По словам профильного вице-премьера Ю. Трутнева, порог инвестиций для недобычных проектов, претендующих на преференции в АЗРФ, может быть понижен с 10 млн до 1-3 млн руб.: именно за это высказались участники недавнего совещания по поправкам к пакету арктических законопроектов. Ослабление налогового пресса на малый и средний бизнес является важным шагом на пути к глубокой диверсификации арктической экономики, её технологизации, созданию новых рабочих мест.

Новые запреты. В ИМО обсуждается возможность запретить флотский мазут с 2024 г., разрешив его использование отдельными категориями судов до 2029 г. Данное предложение было одобрено пленарным заседанием рабочей группы Подкомитета по предотвращению и ликвидации загрязнений ИМО. Комитет по защите морской среды планирует окончательно утвердить запрет осенью нынешнего года. 

Здоровый протекционизм. Минтранс предложил обязать российские нефтегазовые компании использовать для перевозки экспортных грузов и эксплуатации шельфовых месторождений суда под флагом России. Эта мера позволит защитить отечественных перевозчиков, создав условия для развития их бизнеса. 

Запасы Баренцева моря. Нефтяной директорат Норвегии подготовил новый доклад о состоянии нефтегазовых запасов шельфа страны. Баренцево море названо одним из перспективных источников энергоносителей: по данным норвежцев, на его шельфе находится 3079 млн м3 нефтяного эквивалента. Немалая их часть сосредоточена на участках, граничащих с Россией. 

Объёмы растут. Порт Сабетта отгрузил 30-миллионную тонну сжиженного природного газа. Всё это — поступления в бюджет, рабочие места, дальнейшее развитие Севморпути.

Арктик СПГ-2. Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по проекту строительства завода «Арктик СПГ-2». Таким образом, сделан ещё один важный шаг в направлении запуска этого нового и перспективного арктического проекта.

Новый порт? В Печенгской губе может появиться новый крупный порт. Планируется, что в течение 2020 г. будет согласована декларации о намерениях по строительству терминала и подготовлена необходимая проектная документация. Параллельно с этим начнутся инженерные изыскания. Предполагается, что сам порт с контейнерным терминалом на полмиллиона тонн будет возведён к 2024 г. К проекту уже проявили интерес инвесторы из Китая, Омана и Южной Кореи.

Сотрудничество расширяется. Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики и ПОРА подписали соглашения о сотрудничестве. Стороны будут работать над рядом интересных проектов, направленных на продвижение устойчивого развития Заполярья. 

Круизный туризм. Вице-премьер Ю. Трутнев дал поручение Минэкономразвития, Ростуризму и Минвостокразвития разработать и внести в федеральное правительство план мероприятий по изменению законодательства для развития круизного туризма на Дальнем Востоке и в Арктической зоне страны. Важный нюанс: необходимо обеспечить, чтобы и круизные суда, и туристические программы и продукты были российскими.

Медвежьи исследования. Минприроды запускает четырехлетнюю исследовательскую программу подсчета белых медведей в нашей Арктике. В текущем году пройдет подготовительный этап программы. В 2021 г. будет проведен учёт Чукотско-Аляскинской популяции, в 2022 г. — Лаптевской популяции, в 2023 г. — Карско-Баренцевоморской популяции. В 2024 г. полученные данные будут обработаны и обобщены.

Вот и всё на эту неделю. Оставайтесь с нами, читайте наши новостные обзоры, следите за деятельностью ПОРА и разнообразной жизнью нашего Заполярья!

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
1 марта 2020