Арктика за неделю: льготы, субсидии и перспективы

Арктика за неделю: льготы, субсидии и перспективы

На минувшей неделе в центре всеобщего внимания вновь были вопросы льгот и субсидий для арктических проектов. Высшие органы власти держат руку на пульсе — в Совфеде заслушали выступление Д. Шатохина о перспективах развития АЗРФ. Вклад Арктики в обеспечение экономического роста стал ещё более весомым: «Газпром нефть» поделилась итоговыми цифрами за 2019 г. и планами на перспективу. А теперь — подробности.

Влияние льгот. Закон о полярных льготах, подписанный президентом на прошлой неделе, уже в скором времени сможет придать дополнительный стимул развитию экономики нашей Арктики. По словам  главы Минвостокразвития А. Козлова, новые нормы способны серьезно активизировать приток инвестиций в российскую Арктическую зону, подстегнуть не только добычу, но и геологоразведку, проекты производства сжиженного природного газа и газохимической продукции. Кроме того, новые инвестиции, привлечённые в АЗРФ с помощью данного закона, позволят создать тысячи рабочих мест.

Стратегическое видение. Представитель Коми в Федеральном Собрании Д. Шатохин выступил перед своими коллегами с докладом о перспективах развития российского Заполярья. По его словам, в числе ключевых направлений освоения АЗРФ — развитие Северного морского пути, масштабное строительство и модернизация портовой и дорожной инфраструктуры, добыча полезных ископаемых. Для обеспечения устойчивого роста региональным правительствам следует заняться улучшением условий для капиталовложений и привлечением инвесторов.

Драйвер развития. Как заявили в «Газпром нефти», в 2019 г. доля арктической нефти в портфеле компании превысила 30%, а ресурсы Заполярья внесли заметный вклад в общий рост объема добычи. В 2020 г. корпорация продолжит активное освоение арктических месторождений — Новопортовского, Восточно-Мессояхского и Приразломного.

Инфраструктурные госсубсидии. Минвостокразвития с начинает приём заявок на предоставление государственной поддержки для инвестиционных проектов в АЗРФ по критериям, ранее утверждённым правительством. Бюджетное софинансирование будет направлено на создание или модернизацию объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, в том числе систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи. Общая сумма инвестиций каждого конкретного проекта, претендующего на помощь со стороны бюджета, должна составлять минимум 300 млн руб.; государство сможет покрыть до 20% от заявленной стоимости.

Субсидии для Мурмана. Вышеупомянутую субсидию на создание инфраструктуры в нашей Арктике смогут получить пять компаний, реализующих проекты в Мурманской области. Общий объем федеральной поддержки может составить около 22,6 млрд руб. 

Трансполярная магистраль. Участники II полевого сезона экспедиции РГО «Трансполярная магистраль» начали исследования на пути возможного прохождения новой железнодорожной линии Коротчаево — Игарка — Норильск. Работы, которые продлятся до 5 апреля в ЯНАО и Красноярском крае, помогут определить оптимальный маршрут железной дороги между двумя регионами. 

Мусору — бой! Близ Воркуты планируется соорудить мусоросортировочный комплекс мощностью 50 тыс. т в год и новый полигон для размещения отходов. Кроме того, запланирована рекультивация действующего полигона, уже давно нуждающегося в замене. Комплекс будет построен в рамках проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология» к 2025 г. 

Итоги конкурса. В ПОРА подведены итоги конкурса «Расскажи России об Арктике», проводившегося нашим экспертным центром на платформе социальной сети «Одноклассники». Трое жителей Заполярья получили призы ПОРА, а 7 финалистов были отмечены специальными поощрительными призами от замглавы Минвостокразвития А. Крутикова, поддержавшего конкурс. 

На этом — до свидания и до скорых встреч. Оставайтесь с нами, интересуйтесь жизнью и развитием нашей Арктики и помните — в её освоении наше общее будущее!

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
29 марта 2020