Арктика за неделю: океан наших возможностей

Арктика за неделю: океан наших возможностей

Неделя прошла под знаком конференции «Арктика – территория диалога», которая уверенно задавала тон в новостных повестках. Устойчивое развитие, экология, технологический прорыв, добыча углеводородов, превращение СМП в глобальную магистраль, продвижение крупных проектов – вот лишь некоторые из тем, освещённых в ходе форума. Конференция собрала представителей целого ряда арктических стран, а также государств с интересами в этом регионе. Среди участников мероприятия – президенты России, Исландии и Финляндии, премьер-министры Швеции и Норвегии, министры, топ-менеджеры, ключевые эксперты (кстати, без экспертов «ПОРА» там тоже не обошлось). Можно выделить такие основные темы и вопросы, поднятые во время его работы:

Экология. Пожалуй, на данный момент это главная тема международного сотрудничества в Арктике. За Полярным кругом происходит потепление, причём идёт оно более высокими темпами, чем на Земле в целом. Всем арктическим странам необходимо сотрудничать в таких вопросах, как продвижение «зелёных» технологий, внедрение НДТ, защита морской биосферы. Нужна уборка мусора и рекультивация земель. РФ тут один из лидеров – с 2012 г. из АЗРФ было вывезено 80 тыс. тонн мусора.

Арктический совет. АС остаётся одной из площадок конструктивного диалога между всем заполярными государствами, что особенно важно в контексте сложностей в отношениях между Россией и Западом. На этом сошлись все: арктический диалог должен продолжаться и расширяться.

СМП. Руководство страны видит Севморпуть как перспективный глобальный транспортный коридор. Объём перевозок по СМП будет стабильно возрастать, залогом чему служат меры по повышению безопасности коммерческого судоходства и развитию инфраструктуры. Общая сумма инвестиций в СМП до 2024 г. составит 274 млрд руб., примерно треть из которых даст государство, а остальное в равных долях вложат природопользователи и «Росатом». Всё это позволит выйти к 2024 г. на показатель 96,2 млн т грузов в год, что заметно больше целевого параметра в 80 млн т, зафиксированного в майском указе президента. Кстати, по подсчётам Минтранса, для развития СМП потребуется более 150 судов, 100 из которых предстоит построить в близком будущем.

Инвестиции. Для того, чтобы стимулировать капиталовложения за Полярным кругом, правительство разрабатывает преференции по образцу дальневосточных (но при этом заведомо более широкие, чем для Дальнего Востока). Кабмину поручено оперативно подготовить законопроект о системе преференций для инвесторов в АЗРФ, чтобы Дума успела принять его к осени.

Наука и образование. Для нашей Арктики будет создан научно-образовательный центр, который активно включится в работу по освоению региона, готовя кадры и генерируя технологии. Кроме того, было анонсировано создание российско-китайского арктического научно-исследовательского центра. Одна из его задач – содействие развитию СМП как международной магистрали.

Арктические проекты. Обсуждение инициатив в инфраструктурной, производственной и добывающей отраслях было одним из важнейших треков мероприятия. На данный момент в реестр перспективных проектов, запланированных к воплощению в АЗРФ, вошли 119 проектов суммарной стоимостью 9,8 трлн руб. Фонд развития Дальнего Востока, привлечённый к финансированию освоения нашей Арктики, готов поддержать часть из них (в основном в сферах инфраструктуры и промышленности) на сумму 1 трлн руб. Кроме того, форум стал своего рода стартовой площадкой для целого ряда конкретных проектов. Вот лишь наиболее примечательные из них:

Между администрацией НАО и «Росатомом» было подписано пятилетнее соглашение, предусматривающее использование порта Индига в качестве перевалочного хаба для международных транзитных грузов и фидерных линий на арктический лот для дальнейшей транспортировки по маршруту Европа-Азия-Европа. В свою очередь, Сбербанк согласился рассмотреть возможность финансирования строительства этого порта. Проект позиционируется как один из якорных для Ненецкой опорной зоны; объём капиталовложений, необходимых для его запуска, составляет 300 млрд руб.

«Норникель» и «Русская Платина» собираются запустить проект «Арктик Палладий», предполагающий освоение нескольких месторождений металлов платиновой группы на Таймыре. До 2033 г. планируется вложить более 250 млрд руб.

На Таймыре будет создан угольный комплекс, включающий в себя угольный разрез мощностью 10 млн тонн в год, обогатительную фабрику и инфраструктуру. Сумма инвестиций – 35 млрд руб.
Инициировано создание региональной авиакомпании «Арктика», нацеленной на обслуживание внутренних перелётов по АЗРФ, а также межрегиональных и международных рейсов. В парке перевозчика будут самолёты Superjet.

Большой разговор. В Минвостокразвития состоялась встреча руководства министерства с главами регионов АЗРФ. Основная тема – обсуждение мер по выполнению майского указа президента, а также отработка решений, принятых по итогам форума «Арктика – территория диалога».

Полярный туризм. Ростуризм берётся за последовательное развитие туризма в АЗРФ: соответствующую программа в скором времени будет разработана в этом ведомстве в содружестве с операторами, экспертным сообществом, инвесторами, а также федеральными и региональными органами власти. Сверхзадача – подготовить привлекательный туристский продукт мирового уровня. Основной акцент будет сделан на уникальности арктической природы, флоры и фауны.

Геологоразведка. На поиск полезных ископаемых в этом году будет потрачено более 21 млрд руб. – несколько более, чем в прошлом. Значительная часть этой суммы уйдёт в нашу Арктику.
Образование в ЯНАО. В рамках нацпроекта «Образование» субъект планирует освоить более 32 млрд руб. до 2024 г. Средства пойдут на строительство новых школ и детских технопарков, решение проблемы кадрового голода в системе образования региона, а также снабжение всех средних учебных заведений высокоскоростным интернетом.

Дальневосточная рыба. Росрыболовство, «Росатом», регионы и бизнес работают над налаживанием поставок рыбы с Дальнего Востока в Европейскую часть России через СМП. В планах – выйти на показатель 100 тыс. т рыбы в год к 2023 г. Рыба будет поступать в порты Архангельска и Мурманска.

Что же, одно из центральных арктических событий года позади. Впереди – своего рода событийные «афтершоки» петербургской мега-конференции, то есть конкретные шаги по реализации её решений и воплощению проектов, заявленных в её ходе. О которых я, как всегда, напишу для вас в своих обзорах. Оставайтесь с нами!

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
14 апреля 2019