Арктика за неделю: реформы, международное сотрудничество, экономика, инфраструктура

Арктика за неделю: реформы, международное сотрудничество, экономика, инфраструктура

В Арктике миновала ещё одна неделя, полная разнообразных событий. Продолжается процесс административных преобразований и изменений в арктических кадрах, внедряются новые технологии, идёт своим чередом экономическое и инфраструктурное развитие нашей Арктической зоны. Вы хотите поговорить об этом? Да пожалуйста! Начнём с кадровых известий. Под конец недели, аккурат в пятницу, стало известно о назначении ямальского губернатора Д. Кобылкина на пост главы Минприроды. С моей точки зрения, переход в центральное ведомство управленца из важного арктического региона повысит «арктические акции» в системе государственной власти. Интрига: кто теперь возглавит Ямал, этот ключевой арктический регион? Контуры нового режима СМП, определяемого в ходе разработки соответствующего правительственного законопроекта, по-прежнему не определены. В этот раз замечания поступили со стороны Счётной палаты. В частности, аудиторам непонятно, откуда «Росатом» возьмёт средства на новые полномочия, ведь в бюджете об этом ни слова. Как следствие, подвешенное состояние в этом вопросе сохраняется, ну а СМП работает, как и работал. В свою очередь, думцы выдвинули свои идеи по развитию Севморпути. Комитет по Северу и Дальнему Востоку предлагает дать портам СМП статус порто-франко, то есть такой же, как и предоставленный морпорту Владивостока в 2015 году. А это – целый ворох административных и налоговых льгот и послаблений, серьёзно упрощающий жизнь частным предприятиям, связанным с перевозками, внешней торговлей и транзитом. По идее, режим свободного порта мог бы дополнительно привлечь на СМП и инвесторов, и международных поставщиков, желающих сэкономить на транспортном плече. Тему реформ на арктических маршрутах подхватили за границей: финны предлагают (правда, не прямо сейчас, а на будущее)  создать международный агрегатор ледокольных услуг, предоставляемых компаниями РФ, США, Канады, Скандинавского полуострова и Прибалтики. Идея в том, чтобы сторона, желающая заказать услугу проводки во льдах, просто разместила бы свой запрос в системе, а уж та подобрала бы оптимальное предложение из имеющихся в доступности. Цель – снижение издержек и, как следствие, повышение популярности полярных транспортных артерий. Правда, когда это вообще сможет произойти – непонятно: что называется, стабильности в мире нет. Но сама мысль интересная, и мы её на всякий случай запомним. Завершим обзор системных арктических преобразований сообщением из Норвегии. Два северных региона страны, Финнмарк и Тромс, всё никак не объединятся, хотя решение об их слиянии было поддержано и парламентом, и правительством королевства. Укрупнению северных субъектов по-норвежски сопротивляется Финнмарк, власти которого даже специально провели референдум по этому вопросу. Немалая часть жителей провинции – за то, чтобы ничего не трогать. Теперь посмотрим, что на это скажет Осло; да и вообще любопытно, как у норвежцев пройдёт создание арктического суперрегиона. Ведь это – их попытка оптимизировать управление своей собственной арктической зоной, а тема эта так или иначе интересна и нам. Ну и напоследок – наиболее запомнившиеся новости одной строкой. Поехали!
  • РФ и КНР ведут разработку меморандума о российско-китайском сотрудничестве в сфере освоения Арктики. Возможные сферы сотрудничества – «Ледяной шёлковый путь» и СПГ
  • Финляндия хочет, чтобы Арктика была «холодной, но нейтральной территорией», тогда как Арктический совет, по мнению Хельсинки, должен работать над продвижением сотрудничества в регионе
  • «Новатэк» запускает собственную полярную транспортную компанию – ООО «Морской арктический транспорт». Новая организация будет обслуживать растущие потребности арктических СПГ-проектов – «Ямал СПГ» и, в будущем, «Арктик СПГ-2»
  • ...Что очень своевременно, так как глобальный спрос на СПГ растёт: КНР и Южная Корея повышают долю газа в энергетическом балансе
  • Система «Скиф», создаваемая в России для обеспечения Арктики связью и интернетом, может распространить своё покрытие на весь мир. Для этого в целом потребуется 12 спутников
  • Кольская ГМК проводит модернизацию своих производственных активов на сумму 25 млрд рублей. Цель – повышение конкурентоспособности и экологичности
  • ПАТЭС «Академик Ломоносов» добралась до Мурманска. Теперь – загрузка топлива и буксировка в Певек
А закрывает наш обзор анонс. 22 мая (это вторник) в офисе «ПОРА» состоится очередное заседание нашего дискуссионного клуба. Будем говорить о Парижском соглашении и его влиянии на Россию и нашу Арктику. Тема злободневная, ведь речь идёт и об экономике, и об окружающей среде, и об устойчивом развитии одновременно. Присоединяйтесь к диалогу!  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
20 мая 2018