Арктика за неделю: шельф, инвестиции, инфраструктура

Арктика за неделю: шельф, инвестиции, инфраструктура

Прошедшая неделя порадовала целым ворохом арктических новостей. Вопросы развития Крайнего Севера так или иначе рассматривались на конференции в Санкт-Петербурге, форуме в Сочи и переговорах в Эр-Рияде; звучали небезынтересные заявления и анонсировались масштабные проекты. Коротко упомянем о главном.
  • Шельф. Госкомиссия по запасам полезных ископаемых обнародовала информацию о состоянии российского шельфа и деятельности по его освоению. Приходится констатировать, что на данный момент параметры рентабельности шельфовых месторождений в русской Арктике невысоки и колеблются в районе 8%. Это объективно откладывает извлечение углеводородов на арктическом шельфе России и актуализирует поиск технологических и инфраструктурных решений, позволяющих повысить этот показатель. Впрочем, над его улучшением идёт непрекращающаяся работа: по данным Минприроды, озвученным на этой неделе, в 2017 г. суммарные расходы добывающих госкомпаний на исследование шельфа составили ок. 90 млрд. рублей, и минимум столько же средств на это выделят в текущем году. А это значит, что извлекаемость ресурсов будет расти.
  • Инвестиции. Официальная позиция России по арктическим богатствам известна: земля наша велика и обильна, да и с порядком в последнее время неплохо, поэтому приходите инвестировать и зарабатывать вместе с нами. На это предложение, -- по крайней мере, в части, касающейся нового проекта «Арктик СПГ-2», -- откликнулась Саудовская Аравия. Её представители заявили, что хотели бы поучаствовать в освоении газового месторождения на Гыдане. Для саудовцев это вполне разумный выбор, поскольку позволяет им сохранять своё присутствие на рынке в условиях падения доходности добычи на собственной территории. В свою очередь, России саудовское финансирование поможет ввести в эксплуатацию целый кластер добывающих, производственных и инфраструктурных мощностей в арктических широтах.
  • Инфраструктура и логистика. В свете постепенного расширения эксплуатации природных ресурсов Арктики, растёт нагрузка на СМП и, вообще, повышается востребованность арктических транспортных маршрутов и соответствующей инфраструктуры. Любопытно, что этот процесс носит вполне объективный характер и развивается преимущественно сам по себе, без чьей-то «руководящей и направляющей» руки.
Посмотрим на факты. Так, для обслуживания Новопортовского месторождения «Совкомфлот» заказывает новый СПГ-танкер арктического класса, для чего Сбербанк открывает кредитную линию. При этом под проект «Арктик СПГ-2», шансы на запуск которого, как мы уже знаем, заметно подросли, будет заказано ещё пятнадцать подобных танкеров. Параллельно анонсируется строительство ещё одного арктического порта, на этот раз на Новой Земле, где реальные контуры приобретает проект «Павловское». Как видим, интенсивность арктического движения растёт, а логистика усложняется. Это приближает нас к реализации идеи превращения СМП в важную международную транспортную магистраль, но одновременно и создаёт новый вызов: как рационализировать логистические связки, складывающиеся по узловому принципу и отчасти стихийно, как систематизировать работу этой магистрали? Пока конкретного ответа на этот вопрос нет, но работа (и государства, и экспертного сообщества) над его решением продолжается. Закончу этот обзор анонсом. 22 февраля в офисе «ПОРА» состоится заседание нашего дискуссионного клуба. На повестке дня – сохранение ненецкой оленегонной лайки, верного помощника коренных жителей российской Арктики. Любите Арктику, следите за её новостями и читайте наши обзоры!  

Александр Стоцкий

18 февраля 2018