Арктика за неделю: тот самый кодекс, СМП и ледоколы

Арктика за неделю: тот самый кодекс, СМП и ледоколы

Не будет преувеличением утверждать, что в центре всеобщего внимания на этой неделе находился представительный форум «Арктика: Настоящее и будущее». На мероприятие, проходившее в Петербурге, съехались более 2 тысяч участников из 20 стран мира. Представители арктических регионов воспользовались этой площадкой для продвижения своих проектов, напоминания об актуальных проблемах и совместного обсуждения возможностей. Многое из того, что прозвучало с трибун и в кулуарах мероприятия, озвучивалось и раньше, но было и немало всякого нового-интересного. Так, появились подробности в отношении проекта Арктического кодекса; были представлены последние данные по грузообороту на СМП и, вообще, его перспективам; прибыл целый ворох новостей о делах ледокольных. А теперь поговорим обо всём этом. Арктический закон. Из Госдумы поступили сообщения о том, что ключевой закон об АЗРФ проходит последние согласования в правительстве и будет скоро внесён в ГД. Учитывая особую важность законопроекта, который не могут принять вот уже порядка 5-ти лет, в Думе планируют применить специальную процедуру его рассмотрения. Так, ему будут посвящены отдельные слушания, а в анализе документа примут широкое участие все заинтересованные стороны – органы исполнительной и законодательной власти, субъекты РФ, общественность, экспертное сообщество. СМП и грузооборот. По предварительным данным, озвученным «Росатомом», в течение текущего года по Севморпути было перевезено ок. 18 млн тонн грузов. В 2019 году на СМП произойдёт настоящий бум: ожидается, что по итогам года грузооборот составит 30 млн тонн. Это, конечно, пока что никакой не международный транзит, а (в основном) экспортные перевозки полезных ископаемых, добываемых в Арктике. К круглогодичной навигации. «Росатом» официально подтвердил, что будет работать над организацией всесезонной навигации на Севморпути – нашем главном арктическом маршруте. Кстати, ещё одним шагом в этом направлении станет новая система гидрометеорологического обслуживания СМП, внедряемая Росгидрометом, презентация которой состоится в следующем году. Больше арктических продуктов! По мнению Росрыболовства, добыча водных биоресурсов в АЗРФ может вырасти на 30%, т.е. на 80-100 тыс. тонн в год. Прирост возможен прежде всего за счёт введения в хозяйственный оборот новых (для российского рынка) видов – сайки, моллюсков, иглокожих и водорослей. Ледокольные новости. Финансирование двух последних судов проекта 22220 будет произведено по смешанной схеме: половину денег даст государство, а оставшиеся средства соберут «Росатом» и консорциум частных инвесторов. По плану, к 2035 году на СМП будут работать 5 ледоколов проекта 22220, 3 «Лидера» и 4 ледокола на СПГ (а также атомоход «50 лет Победы», дорабатывающий до исчерпания ресурса). Кстати, «Арктика», головной атомоход проекта 22220, готова на 74%, а, по последним данным, её передача заказчику ожидается в мае 2020 года. Арктическая авиация. Минтранс анонсировал модернизацию 12 из 39 арктических аэропортов на протяжении последующих 6-ти лет. На эти нужды предусмотрено выделить 39 млрд рублей. При этом продолжается практика субсидирования авиаперелётов в АЗРФ: растёт число льготных маршрутов, а на их финансирование в следующем году будет истрачено 7,2 млрд рублей, что на 4 млрд больше, чем в нынешнем. Экологически ответственное освоение. Сразу семь НИИ УрО РАН объединили свои усилия для создания экологической стратегии освоения углеводородных месторождений в Арктике. В ходе исследования, которое продлится целую пятилетку, будет подготовлен комплексный документ, определяющий магистральные направления экологически ответственной разработки арктических богатств. Полярный индекс теперь ещё и народный. «ПОРА» представила новое ответвление «Полярного индекса» – народный рейтинг устойчивого развития арктических регионов РФ. В этот раз жители наших арктических местностей сами оценивали жизнь за Полярным кругом. В лидеры индекса вышли Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ненецкий автономные округа. Баимская стройка. Сооружение ГОК на Баимском месторождении в Чукотском АО может начаться уже в 2019 году. По словам губернатора региона, процесс согласования находится в последней стадии, а некоторые работы на месте уже начались. Новая роль Певека. Самый северный город России, Певек, в обозримой перспективе примерит на себя роль одного из ведущих региональных транспортных узлов. По мере развития добычи ресурсов (в основном, металлов) на Чукотке, возрастает и потребность в Певеке как опорной точке СМП и воздушных воротах этой части округа. Реконструкцию аэропорта планируют начать в следующем году, а обойдётся это мероприятие примерно в 4 млрд рублей. Arctic open is open. В Архангельске стартовал второй международный кинофестиваль стран Арктики Arctic open. Всего отбор для участия в нём прошли 53 фильма разных жанров, объединённых полярной тематикой. Жизнь в Арктике продолжается, а это значит, что в понедельник нам будет о чём вам сообщить. Читайте наши обзоры, подписывайтесь на нас в социальных сетях, следите за событиями, происходящими за Полярным кругом!  

Александр Стоцкий

Александр Стоцкий
9 декабря 2018