Дайджест арктических новостей. 22-28 января.

Дайджест арктических новостей. 22-28 января.

Прошедшая неделя была отмечена рядом крупных событий всеарктической важности. Основной поток новостей в этот раз шёл из-за пределов нашей Родины. Ведущие арктические темы недели: международное событие в Тромсё и китайская «Белая книга». В центре внимания находилась конференция «Арктические рубежи», открывшаяся в норвежском городе Тромсё. На мероприятие съехались более 3,5 тысяч человек из 34 стран – политиков, госслужащих, бизнесменов, учёных, представителей общественных организаций и структур коренных народов Севера. Из интересного хотелось бы отметить следующее:
  • Арктическая экономика радует своими перспективами. Совокупный инвестиционный потенциал региона на грядущие полторы декады составляет примерно один триллион долларов, – такова оценка, озвученная Ану Фредриксон, главой секретариата Арктического Совета. Это даёт основания для оптимизма и подтверждает правильность стратегического выбора, сделанного Россией в пользу активизации продвижения в Арктику и интенсификации освоения её богатств.
  • Как заверяют представители западного истеблишмента, Арктика останется территорией мира и международного сотрудничества. Это хороший знак для нашей страны, чьи отношения с Западом (и, в частности, блоком НАТО) переживают не самые благополучные времена. Возможно, холодный климат Крайнего Севера посодействует их (отношений) потеплению?
Под конец недели в список арктических ньюсмейкеров буквально ворвался Китай, аккурат в пятницу презентовавший свою новую стратегию в Арктике. Программный документ, озаглавленный «Белая книга об арктической политике», обозначил ключевые цели КНР в регионе. Таковых оказалось четыре:
  • «Познание». Речь идёт об изучении Арктики, её экосистемы и «естественных законов, лежащих в основе изменений и развития этого региона». Последнее косвенно указывает на ожидания Китая в отношении усиления климатических изменений за Полярным кругом и таяния льдов, что, собственно, и обуславливает особую привлекательность региона для КНР: как только льды перестанут принципиально мешать плотной навигации, Китай планирует перейти к масштабному использованию арктических вод для доставки своих товаров в Европу. Для «мировой мастерской» это огромная экономия средств и времени, мимо которой пройти китайские товарищи не могут.
  • «Защита». КНР собирается «защищать... экологическую систему в регионе, постоянно повышать его климатическую, средовую и экологическую устойчивость и уважать разнообразную социальную культуру и исторические традиции коренных народов региона».
  • «Использование». Авторы «Белой книги» плавно подводят аудиторию к главному: Китай идёт в Арктику, притом идёт как один из тех, кто будет эксплуатировать её ресурсы. Чтобы это не осталось просто благим пожеланием, КНР заявляет о готовности развивать соответствующие технологии и арктические судоходные пути.
  • «Участие в управлении». Тут не обойтись без цитаты: Китаю «предстоит участвовать в регулировании и управлении арктическими делами. Китай будет совместно с разными странами прилагать усилия к тому, чтобы построить сообщество с единой судьбой для человечества в арктическом регионе.» Иными словами, КНР декларирует, что будет проводить в Арктике политику «открытых дверей», исходя из той правовой позиции, что Арктика является не чьей-то национальной юрисдикцией (как полагают арктические державы, в т.ч. и Россия), а как бы общечеловеческим достоянием, контроль за которым должен носить распределённый характер. Ну и, конечно, говорит, что готов принять в осуществлении оного контроля участие.
Подчеркнём особую амбициозность двух последних целей: Китай чётко проговаривает своё намерение стать арктической державой. Когда ведущая экономика мира заявляет такие установки, на это стоит обратить особое внимание. Новые стратегические цели КНР затрагивают Россию напрямую. В своём стремлении зайти в Арктику Китаю придётся на кого-то опираться, и Россия для него – естественный выбор: страны являются стратегическими партнёрами, имеют значительный товарооборот, да ещё и граничат друг с другом. В России, в свою очередь, длительное время говорят о необходимости оживления СМП и превращения его в прибыльную международную магистраль для перевалки грузов; АЗ РФ требует огромных инвестиций, которые может дать КНР, заинтересованная в освоении Севера. Налицо совпадение интересов, которое может вылиться в реальное и весьма прибыльное партнёрство. Но в долгосрочной перспективе проникновение Китая в Арктический регион может стать вызовом. Чем меньше КНР будет завязана на российские северные технологии и транспортно-навигационную инфраструктуру в регионе, тем свободнее будет себя чувствовать Пекин в диалоге с Москвой, и тем меньшей будет потребность уважать интересы последней. А это принципиально важно, так как установка Китая на «международный» режим пользования Арктикой прямо противоречит российской правовой позиции по региону, согласно которой Арктика делится на секторы по принципу тяготения к побережью приполярных государств. Поэтому России нужна выверенная и продуманная линия поведения, позволяющая извлечь из арктических устремлений Китая максимум плюсов, но при этом избежав возможных негативов на будущее. Ещё одной арктической новостью стало проведение организацией ПОРА дискуссионного клуба на тему «“Арктическая диета” и здоровое питание». Участники дискуссии обговорили актуальные вопросы, касающиеся производства продуктов питания в арктической зоне России и продвижения их на рынке. Общее мнение участников: полезные арктические продукты могут и должны занять достойное место на столе россиянина. В связи с этим, проектный офис планирует начать работу в этом направлении с создания некоммерческого каталога продукции «ПОРА есть арктическое». В общем, ешьте арктическое, будьте здоровы, читайте наши Арктические обзоры!
30 января 2018