Научная статья по результатам НИР в рамках гранта ПОРА

Научная статья по результатам НИР в рамках гранта ПОРА

 

Капышев Е.Е., студент магистратуры

"Управление исследованиями, разработками

и инновациями в компании" ИМИ НИУ ВШЭ

 

Научная статья по результатам НИР в рамках гранта ПОРА

 

«Вопрос возможности создания всепогодной, всесезонной арктической транспортной платформы универсального назначения «СуперАрктика+» для круглогодичной навигации на протяжении всей трассы Севморпути и круглогодичного проживания в Арктике на постоянной основе со всеми удобствами/комфортом для решения задач логистики Арктики»

  Ключевые слова: круглогодичная навигация, круглогодичное проживание, всепогодная всесезонная арктическая транспортная платформа универсального назначения «СуперАрктика+», ГТД морского базирования в качестве многотопливной энергетической газотурбинной установки на суднах новой конструкции, электрохимический генератор энергии типа ЭХГ «Фотон»/гибридные системы электроснабжения на основе черных кремниевых солнечных панелей для электролиза воды, система электродвижителей типа азиподов/тоннельных водометов/других перспективных систем, новые перспективные трассы СМП. Аннотация: Существующие транспортные и иные технологии не удовлетворяют логистику Арктики на 100 %. Атомные ледоколы также не решают всю проблему – дорогие в производстве/обслуживании/демонтаже, долго строятся, недоступны для продажи на рынке для частных клиентов, и сами по себе бесполезны для экономики без ведомых им транспортников с грузами по Севморпути. Экономически целесообразнее, чтобы «дворники Арктики» стали универсалами во всем. Помимо этого, им нужны специально оборудованные порты со всей сопутствующей инфраструктурой. Это значит снова многомиллиардные капиталовложения, медленная отдача результатов, т. е. двойные затраты получаются по факту за сами атомные ледоколы-дворники и порты/инфраструктура для них. Классическая форма носовой части ледокола была придумана для мореплавания в теплых водах, потому малоэффективна и излишне энергозатратная для ледовых условий Арктики. Создание в качестве флота Арктики нового поколения на основе унифицированного принципа технологии всепогодной всесезонной арктической транспортной платформы универсального назначения «СуперАрктика+» на ином принципе применения технологий решило бы этот вопрос кардинально во всем, что касается безлимитной навигации в любую погоду, круглогодичного проживания и конечно же их производства/обслуживании/рыночной доступности по адекватным ценам для частных лиц/предпринимателей. Им не потребовались бы ни новые порты, ни им сопутствующая инфраструктура – подойдет существующая логистика Арктики или без оной. Они могли бы своим ходом идти по воде/под водой, под льдом/по льду и по земле/грунту/болоту от одного пункта до другого в северном регионе, через Севморпуть/северный полюс в другие соседние регионы. И смогут работать без особых проблем в теплых океанах/морях и реках. Конечно, для этого нужно спроектировать судно/транспорт иной логики и конструкции для универсального применения в логистике Арктики. Цель научной статьи: исследование существующих/перспективных арктических транспортных технологий по ключевым параметрам таким, как доступность на рынке для частных лиц/предпринимателей, технические возможности, сильные/слабые стороны и т.д. в свете постановки вопроса возможности создания технологии всепогодной, всесезонной арктической транспортной платформы универсального (унифицированного) назначения «СуперАрктика+» на основе изучения/сравнения/сопоставления/совмещения конструкционных возможностей арктических транспортных методом ТРИЗ по сводной таблице (выборке). Введение: в настоящее время знания становятся основой экономического развития, составляя значительную часть нематериальных активов экономики РФ. Менеджмент знаний (англ. knowledge management), также управление знаниями — это систематические процессы, благодаря которым создаются, сохраняются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха организации; стратегия, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость[1]. Ускоряющийся темп изменений в экономической, политической, социальной областях стал причиной эволюции экономики в фазу "экономики, основанной на знаниях", т. е. экономики сквозных технологий. Эволюция экономики совпадает с «волной» Н. Д. Кондратьева – 6-ий технологический уклад в 2018 году; в отличие от развитых стран, в России в настоящее время "экономика, основанная на знаниях", только зарождается. Эффективное развитие требует ускоренного создания новых технологий и управления инновационной деятельностью в рамках национальной инновационной системы РФ. Арктика не является исключением из этого процесса. РФ всегда славилась своими необъятными просторами и уникальным климатом. Но для покорения ее нужны не только сильные духом люди, но и специальные машины. Поэтому не будет ошибкой сказать, что у нас всегда строились лучшие вездеходы и лучшие судна. Этой технике не страшны ни болота сибирской тайги, ни холод арктической тундры, ни ледовая пустыня Севморпути. В данной статье изучаются существующие/проектируемые арктические транспортные технологии – атомные ледоколы, дизельные электроходы, подлодки, батискафы, снегоболотоходы, аэросани, аэролодки, колесные/гусеничные вездеходы различных конструкций/назначений. Приводятся ТХ и другая информация в сводной таблице (выборке). Исследуется вопрос возможности применения сквозных технологий для создания межсредового транспорта – «универсальной формы» транспорта. В перспективе такой транспорт мог бы передвигаться не только по всей планете Земля своим ходом без ограничений, но и на других планетах Солнечной системы в качестве универсальной транспортной поддержки космонавтов/колонистов в ближайшем будущем. В Арктическом регионе живут более двух миллионов россиян, потому работы предстоят масштабные: в них входят разведка и освоение нефтегазоносных месторождений, развитие промышленности, модернизация Северного морского пути, а также укрепление обороноспособности РФ в Арктике. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» до 2025 года планируется реализовать в три этапа. Первый, подготовительный, закончился в 2017 году. Второй этап программы намечен на 2018–2020 годы – включает реализацию пилотных проектов опорных зон развития, запуск комплексной системы информационного обеспечения в Арктике, создание единой информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса, начало работы межрегиональной системы сбора и обработки информации в Арктике, модернизацию системы гидрометеорологического наблюдения и другие мероприятия. На третьем этапе (2021–2025 годы) будут окончательно созданы опорные зоны, заработает арктическая система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, будут активно развиваться технологии для работы в Арктике и освоения шельфа северных морей. В рамках госпрограммы выделены три подпрограммы: «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»; «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»; «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов арктической зоны хозяйствования».[2]  

Арктическая транспортная технология «СуперАрктика+» (ПРОЕКТ) К сожалению, по соображениям безопасности интеллектуальной защиты результатов НИР, в статье не приводятся концептуальные наброски/предварительные расчеты по разработке АТПУН «СуперАрктика+». Она будет совершенно другим транспортом/судном с точки зрения физических полей. Это будет транспорт, который будет унифицирован по всем параметрам/назначениям, — стратегическим и многоцелевым по ряду своих ключевых элементов. АТПУН «СуперАрктика+» является межсредовым транспортом гибридного типа (универсальной формы). Это синтетическая технология на основе сквозных технологий. И там нужны особые двигатели/движители модульного типа, как бы специально созданные для условий эксплуатации в Арктике. Например, использование модифицированного ГТД морского базирования в качестве многотопливной (в том числе и на водороде) энергетической газотурбинной установки или электрохимических генераторов энергии типа ЭХГ «Фотон»/ гибридные системы электроснабжения на основе черных кремниевых солнечных панелей для электролиза воды на суднах/машинах новой конструкции с системой электродвижителей типа азиподов/туннельных водометов/др. систем решило бы кардинально вопрос круглогодичной навигации на протяжении всей трассы Севморпути в трех направлениях и круглогодичного проживания в Арктике на постоянной основе со всеми удобствами и максимальным комфортом для решения задач логистики Арктики». Области возможного применения «СуперАрктика+»
  • Дозорно-разведывательный/патрульный/десантный/для спецопераций вариант для военных/силовиков
  • Аварийно-спасательный/пожарный/ вариант для МЧС
  • Пассажирский вариант для транспортного сообщения м/у всеми пунктами Арктики для желающих клиентов
  • Почтовый грузовик (посылки и заказы)
  • Грузопассажирский вариант для нефтяников/горнодобытчиков
  • Научно-исследовательский вариант для научных сообществ
  • Эвакуационный вариант для Роскосмоса и экспедиционный вариант для освоения планет земного типа (в системе проекта «Небожители»)
  • Мобильно-бытовой вариант для вахтовиков
  • Прочие варианты
  Выводы НИР: по результатам НИР исследованы, отсортированы существующие/перспективные арктические транспортные технологии, которые по тем или иным причинам работали или проектируются для Арктики (выборочно, см. Сводная таблица арктических транспортных технологий РФ) условно на три группы по функциональности – «ледокольный», «земноводный» и «прибрежный». К «ледокольному» относятся судна ледового класса и ледоколы различных конструкций/назначений. Ко второму виду - аэросани, аэролодки, суда на воздушной подушке различных конструкций/назначений. Колесные/гусеничные вездеходы различных конструкций/назначений отнесены к «прибрежному» виду арктических транспортных технологий. По итогам НИР приходим к выводу, что необходимо создать флот и автопарк Арктики нового поколения транспортных платформ универсального назначения с перспективными энергоустановками различных систем/модификаций (размеры судна/транспорта от 10 до 100 м длиной), что увеличит грузопассажирский поток СМП на несколько порядков. И позволит освоить подводную и прибрежную части на протяжении всей трассы СМП. Для этого необходимо создать три перспективных направления для грузопассажиропотока по трем трассам – ледовый СМП, подледный СМП и прибрежный СМП. Это бы ускорило освоение и развитие логистики Арктики по всем направлениям в несколько раз, т. е. системно. Если же использовать все три направления трассы разом, то теоретически грузопоток в 3 раза, как минимум увеличится, если применить схему 1+1+1, 2+2+2, 3+3+3 и т. д. Это сделает РФ по настоящему единственной в мире супердержавой в Арктике в военном и экономическом аспектах геополитики.      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Абрамян К. Г. Корабли и льды. СПб., РАН: Институт проблем машиноведения, 2004.
  2. Акаев А. А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом // Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие. М.: УРСС, 2009. С. 141—162.
  3. Александров B.JL, Киреев В. Н., Грубов Д. А. Крупнотоннажный арктический танкер каким ему быть?// Морской Вестник, 2002, №2, с.8-10.
  4. Александров K.B. Результаты исследований кавитационных течений, создаваемых на бесконечной пластине клиновидным насадком конечного размаха. Сб. НТО Судпрома, 1971, вап. 168.
  5. Алексеев Ю. Н., Шпаков B.C. Перспективы совершенствования характеристик ледовой ходкости // Труды НТО им. акад. А. Н. Крылова, 1990, вып. 1, с. 107-115.
  6. Андриенко В. Г. Ледокольный флот России, 1860-е — 1918 гг. — М.: Европейские издания, 2009. — 531 с. — ISBN 9785987970379.
  7. Андрюшин A.B. Анализ опыта эксплуатации гребных винтов судов ледового плавания и ледоколов // Морской Вестник,2006, №2 (18), с.98-101.
  8. Андрюшин A.B. Проектирование и отработка движительно-рулевых комплексов судов ледового плавания и ледоколов по результатам экспериментальных исследований. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. СПб., СПбГМТУ - ЦНИИ им. акад. Крылова, 1994.
  9. Андрюшин A.B. Теория взаимодействия гребного винта со льдом. Обеспечение эксплуатационной прочности элементов пропульсивного комплекса судов ледового плавания и ледоколов. Диссертация на соискание ученой степени д.т.н. СПб., СПбГМТУ РМРС, 2006.
  10. Антонов, И. С. Краткая история автомобилестроения / И. С. Антонов. -- М.: Флинта, 2007. -- 340 с.
  11. Апалько Т. А. Обзор характеристик, требующих обоснования при проектировании ледоколов // Сборник докладов междунар. конфер. молодых ученых «Моринтех-Юниор-2006», СПб., НИЦ Моринтех, 2006, с. 15-17.
  12. Апалько Т.А. Задачи изучения эволюции проектных элементов ледоколов и их эксплуатационных характеристик // Сборник докладов междунар. семинара «Суда Будущего», СПб., НТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова, 2007, с. 17 19.
  13. Апалько Т.А., Беркис Д.С., Сучков А. И. Разработка формы судовых обводов и вопросов остойчивости на основе идей Эйлера // Материалы междун. конфер. «Леонард Эйлер и современная наука», СПб., РАН, 2007, с. 351 -356.
  14. Апалько Т.А., Царев Б. А. Сопоставление моделей проектного анализа ледоколов // Морской Вестник, 2010, № 3, с. 100-104.
  15. Аполлонов Е. М. Проектирование конструкций ледовых усилений по критерию предельной прочности // Судостроение, 1992, № 2, с. 9-13.
  16. Аполлонов Е. М. Решение проблем обеспечения прочности судов ледового плавания и ледоколов в условиях круглогодичной эксплуатации в Арктике.
  17. Арикайнен А.И. Судоходство во льдах Арктики. М., Транспорт, 1990.
  18. Арктика XXI век: политика, экономика, экология: дайджест экспертно-аналитических материалов / сост.: В. С. Ефимов, Е.Е. Верховцева. – Красноярск, 2016. – 28 с.
  19. Арктика: зона мира и сотрудничества / Отв. ред. А. В. Загорский. — М.: ИМЭМО РАН, 2011. ISBN 978-5-9535-0284-9
  20. Афонин, А.М. Промышленная логистика: Учебное пособие / А.М. Афонин. - М.: Форум, 2013. - 304 c
  21. Ашик В.В. Проектирование судов. JL, Судостроение, 1985.
  22. Ашик В.В., Царев Б. А., Челпанов И. В. Значение коэффициентов использования технических характеристик судов в качестве частных критериев оптимизации / В кн.: Общие вопросы проектирования судов. JL, Судостроение, 1973, вып. 199, с. 92 100.
  23. Бабцев В.А., Агрономов Н.С. Результаты исследований ледовых нагрузок на днище судов, эксплуатирующихся во льдах //В кн.: Вопросы теории, прочности и проектирования судов, плавающих во льдах. Горький, ГНИ, 1984, с. 22-29.
  24. Балкашин А.И. Проектирование кораблей. М., Воениздат, 1954.
  25. Барабанов Н.В. Конструкция корпуса морских судов. JL: Судостроение, 1981.
  26. Басин A.M., Бутузов A.A., Иванов А. Н. и др. Результаты исследования ходкости судов при наличии поддува воздуха под днище с целью снижения сопротивления. Судостроение, № 1, 1968.
  27. Басин A.M., Бутузов A.A., Иванов А. Н., Оленин Ю. Л., Петров В. И., Потапов О. Ф., Ратнер Е.Р., Старобинский В. Б., Эллер А.О. Судно на воздушной подушке. Патент США № 3659542, выдан 2 мая 1972 г.
  28. Басин A.M., Бутузов A.A., Иванов А. Н., Оленин Ю. Л., Петров В. И., Потапов О. Ф., Ратнер Е.Р., Старобинский В. Б., Эллер А.О. Устройство для уменьшения сопротивления трения судов. Патент ФРГ № 1949841, выдан 27 сентября 1973 г.
  29. Басов Н. В., Минина В. Н. Инновационный ландшафт: от метафоры к науч. категории // Инновации. - 2014. - № 7. - С. 20-26:
  30. Безопасность плавания во льдах / Смирнов А. П., Майнагашев Б.С., Голохвостов В.П., Соколов Б. М. М., Транспорт, 1993.
  31. Беляшов В.А. Исследование физических процессов взаимодействия гребных винтов со льдом и разработка метода прогнозирования действующих на них ледовых нагрузок. Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к.т.н. СПб., ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, 2001.
  32. Бойков А. В. Конструирование и расчёт элементов трансмиссий транспортных машин>: Учебное пособие / А. В. Бойков. – СПб.: Издательство СПб ГТУ, 2002. – 144 с.
  33. Бойцов Г.В., Палий О.М., Прочность и конструкция корпуса судов новых типов. Л., Судостроение, 1979.
  34. Борисов Р. В. Жинкин В.Б. Теория корабля (движители). JL, ЛКИ, 1982.
  35. Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике: выбор в условиях неопределенности / Г.Л. Бродецкий. - М.: Академия, 2010
  36. Бронников A.B. Взаимосвязь между ледопроходимостью и элементами ледокола // Труды ЛКИ: Современные проблемы проектирования судов, 1982, с. 61-68.
  37. Бронников A.B. Исследование сопротивления транспортного судна при движении в битых льдах // Труды ЛКИ, 1959, вып. XXVII, с. 13-42.
  38. Бронников A.B. Особенности проектирования морских транспортных судов. Л., Судостроение, 1971.
  39. Бронников A.B. Суда ледового плавания. Особенности проектирования. Л., ЛКИ, 1984.
  40. Бугаев В. Г. Методология проектирования региональных морских транспортных комплексов (на примере Дальневосточного бассейна) / Автореферат диссертации, Владивосток, ДВПИ. 1992.
  41. Бугаев В. Г. Модель системной оптимизации расстановки и пополнения флота бассейна / Кибернетика на морск. транспорте, 1982, вып. 11, с. 23 30.
  42. Бузаков A.C. Серия танкеров усиленного ледового класса пр. 20070// Морской Вестник,2002,№4, с.23-24.
  43. Бутузов A.A. Кавитационное течение весомой жидкости и задача снижения гидродинамического сопротивления судов. ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова Диссертация на соискание ученой степени д.т.н., 1975.
  44. Бутузов A.A. О предельных параметрах искусственной каверны, образуемой на нижней поверхности горизонтальной стенки. Известия АН СССР, Механика жидкости и газа № 2, 1966.
  45. Бутузов A.A. Об искусственном кавитационном течении за тонким клином, помещенным на нижнюю поверхность горизонтальной стенки. Известия АН СССР, Механика жидкости и газа № 2, 1967.
  46. Бутузов A.A. Применение искусственных каверн для снижения гидродинамического сопротивления глиссирующего судна. Вопросы судостроения, серия "Проектирования судов", вып. 28, 1981.
  47. Бутузов A.A. Применение модели отрывного кавитационного течения к решению волновой задачи об обтекании тонкого по осадке судна. Сборник НТО им. акад. А.Н.Крылова., 1980.
  48. Бутузов A.A. Пространственные линеаризованные задачи об обтекании днища судна с искусственной кавитацией. Судостроительная промышленность, серия "Проектирование судов", вып. 8, 1988.
  49. Бутузов A.A. Результаты эксперимента по созданию искусственных каверн на моделях судна с плоским днищем. Труды ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, вып. 218, 1965.
  50. Бутузов A.A. Теоретический анализ отрывной кавитации, создаваемой на глиссирующей поверхности. Сборник НТО СП, вып. 88,1967.
  51. Бутузов A.A. Устройство для создания воздушной смазки на поверхности плоского днища судна БИ и О, 1970, № 36, а.с. № 288576.
  52. Бутузов A.A., Васин А. Н., Дроздов А. Л., Иванов А. Н., Калюжный В.Г., Матвеев Н. И., Рузанов В.Е. Натурные испытания макета катера с воздушной каверной. Вопросы судостроения, серия "Проектирования судов", вып. 28, 1981.
  53. Бутузов A.A., Пакусина Т.В. Расчет обтекания глиссирующей поверхности с искусственной каверной. Труды ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова., вып. 258,1970.
  54. Бутузов A.A., Пустошный A.B., Сверчков A.B., Чалов С.А. Быстроходные суда на воздушной каверне. Тезисы докладов научно-технической конференции «Крыловские чтения 1999 г.», «Судостроение», 1999 г.
  55. Бутузов A.A., Сверчков A.B., Чалов С.А. Быстроходное судно с газовыми кавернами и водометными движителями. Патент РФ № 2139807, приоритет от 14.07.98.
  56. Васина H.A. Движение ледокола в ровном ледовом поле при работе с разбега // В кн.: Теория и прочность ледокольного корабля. Горький, 111И, 1980, с. 34-37.
  57. Виноградов И. В. О некоторых вопросах, возникающих при проектировании ледоколов // Труды ЛКИ, 1939.
  58. Виноградов И. В. Суда ледового плавания. М., Оборонгиз, 1946.
  59. Власов В. А., Ларионов A.A. Исследование принципов и путей развития комплекса плавучих средств обеспечения системы базирования // Сб. тезисов докладов конференции «Моринтех-2003», СПб, НИЦ Моринтех, 2003, с. 25.
  60. Власов М. В., Паникарова С.В. Оценка уровня инновационного развития северных регионов // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — №8 (363). — С. 54–62
  61. Воздействие изменения климата на российскую Арктику: анализ и пути решения проблемы. — М.: WWF России (организация включена в единый реестр физических лиц и организаций, признанных иностранными агентами в РФ), 2008. — 28 с.
  62. Войтов Д. В. Подводные обитаемые аппараты. — М.: АСТ; Астрель, 2002. — 304, [32] с. — ISBN 5-17-005960-4; ISBN 5-271-03683-9.
  63. Воронин Ф. И. Плавание в тяжёлых условиях. М., Морской транспорт, 1956, с.66-90.
  64. Вьюгов В.В., Горбачев Ю. Н. Исследования управляемости толкаемого состава с воздушной прослойкой на днище баржи. Гидромеханические и технико-экономические качества судов речного флота и смешанного плавания. Л., 1987.
  65. Гайкович А.И. Основы теории проектирования сложных технических систем. СПб., НИЦ Моринтех, 2001.
  66. Гайкович Б.А., Еркович Д.В. и др. Проблема модульного формирования помещений и оборудования при проектировании кораблей // Сб. материалов межвузовской научно теорет. конфер., СПб., ВМИИ, 1999, с. 54-55.
  67. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. – М.: ТрансЛит, 2011. – 317 с.
  68. Горбачев Ю. Н. Буксировочные испытания модели речного судна с воздушной прослойкой на днище. Гидромеханические и технико-экономические качества судов речного флота и смешанного плавания. Л., 1987.
  69. Горбачев Ю. Н. Разработка теоретических основ и практических методов проектирования речных грузовых судов с воздушной прослойкой на днище. Диссертация на соискание ученой степени д.т.н. ЦКБ НПО "Судостроение". 1991.
  70. Горбачев Ю. Н. Экспериментальное исследование ходкости судов с воздушной прослойкой на днище. Отраслевая научно-техническая конференция по теории корабля. Сб. докладов, ч. Н ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. Л., 1991.
  71. Горбачев Ю. Н., Старобинский В. Б. Влияние мелководья на характеристики каверн с волновым профилем. Крыловские чтения, 1989, Тезисы доклада Всесоюзной научно-технической конференции. JL, 1987.
  72. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» утверждена постановлением Правительства от 21 апреля 2014 года №366.
  73. Готский М.В. Управление судами при плавании во льдах // В кн.: Морская практика, под ред. В. Н. Янковича. М., Морской транспорт, 1959, с. 123-183.
  74. Грамузов Е.М., Мохонько С.Г., Саватеев A.B., Шестоперов С.Ю. Сравнение методов расчета ледопроходимости судов // В кн.: Теория и прочность ледокольного корабля. Горький, ГНИ, 1980, с. 22-25.
  75. Давыдов В. В. Теоретические исследования удара корабля о льдину // Проблемы Арктики, 1938, № 5-6.
  76. Данилевский В. О., Пукшанский Б.М. Ценообразование в судостроении. Л., Судостроение, 1975.
  77. Демешко Г. Ф. Проектирование судов. Амфибийные суда на воздушной подушке. Кн. 1 и 2. СПб, Судостроение, 1992.
  78. Добромыслова В. Ю., Смирнова О. О. Некоторые вопросы государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне. // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. — 2010. — № 12. — с. 76—92.
  79. Додин Д. А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы). — СПб.: Наука, 2005. 283 с. ISBN 5-02-025086-4
  80. Дубравин А.И. С. О. Макаров о плавании кораблей в ледовых условиях // В кн.: Деятельность вице-адмирала С. О. Макарова в судостроении. Л., Судостроение, 1977, с. 145-159.
  81. Дуров А. В. Тяговые машины. Тяговые качества лесотранспортных машин: методические указания к курсовому и дипломному проектированию / А. В. Дуров.-Архангельск: РИО АЛТИ, 1984.-40 с.
  82. Ершов Н. Ф. Вопросы прочности транспортных неарктических судов во льдах. Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к.т.н. Одесса, 1952.
  83. Ефимец В.А. Анализ напряжений общего продольного изгиба корпуса судна ледового плавания // Тезисы докл. конфер. «Бубновские чтения-88», Горький, ГПИ, 1988, с.45-46.
  84. Жигалов А. М. Автомобили. Кинематические схемы механизмов трансмиссии: методические указания к выполнению курсового проекта и контрольных работ / А. М. Жигалов, О.И. Бачин. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2005. – 30 с.
  85. Загорулько Л.К. Скоростные десантно-высадочные суда с днищевой воздушной каверной. Военно - технический альманах «Тайфун», 2,1998.
  86. Захаров И. Г. Основы концептуального проектирования сложных технических систем // Материалы конференции «Моринтех-2003», СПб, НИЦ Моринтех, 2003, с. 15 21.62.3уев В.А., Грамузов Е.М. Взаимодействие судов со льдом. Горький, ГПИ, 1988.
  87. Зимелев Г.В. Теория автомобилей. – М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1957 – 455 с.
  88. Иванов А. Н., Бутузов A.A., Оленин Ю. Л. Вопросы кавитации в задачах снижения гидродинамического сопротивления судов. В кн. Проблемы прикладной гидродинамики судна. Л., Судостроение, 1975.
  89. Иерусалимский A.B., Цой Л. Г.  Об эффективности применения нетрадиционных обводов корпуса ледоколов // Труды конфер. АЙСТЕХ-94, Калгари, 1994, с. 1-10.
  90. Иерусалимский A.B., Цой Л. Г. Ледоколы постройки А/О «Вяртсиля» // В кн.: Сотрудничество СССР и Финляндии в области судостроения. Л., Судостроение, 1990, с. 225-235.
  91. Ионов Б.П. Ледовое сопротивление и его составляющие. Л., Гидрометеоиздат, 1988.
  92. Ионов Б.П. Оценка влияния формы корпуса и главных размерений ледокола на перераспределение составляющих в общем балансе ледового сопротивления // Труды ААНИИ, 1985, т. 391, с. 22-32.
  93. Ионов Б.П. Разработка методов диагностики ледовых качеств ледоколов и судов ледового плавания при их проектировании. Диссертация на соискание ученой степени д.т.н. в форме научного доклада. СПб., СПбГМТУ, 1995.
  94. Ионов Б.П., Грамузов Е.М. Ледовая ходкость судов. СПб., Судостроение, 2001.
  95. Ионов Б.П., Грамузов Е.М., Тихонова Н. Е. Оптимизация основных проектных характеристик ледоколов // Морск. Вестник, 2003, № 2, с. 33-40.
  96. Ионов Б.П., Дубов A.A., Леднев В.А. Экспериментальные исследования ходкости ледоколов при работе набегами //В кн.: Проектирование средств продления навигации, Горький, 1986, с.23-39.
  97. Ионов Б.П., Симонов Ю. А., Беляшов В.А., Старшинов В. А. Ледокол нового поколения для Балтийского моря // Морской Вестник, 2004, № 2 (10), с.15-17.
  98. Ионов Б.П., Старшинов В. А., Макеев А. Н. Экспериментальные исследования усилий при буксировке транспортных судов во льдах // Судостроение, 1990, № 3, с. 17-19.
  99. Исследования по отработке обводов катера в размерениях, близких к размерениям катера проекта 14100, в варианте с воздушной каверной. Технический отчет ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, вып. 30979,1985.
  100. Казакевич П. Н. Организация и планирование технического обслуживания и ремонта лесозаготовительных машин. Определение затрат на её содержание / П.Н Казакевич. – Архангельск: РИО АЛТИ, 1990. – 45 с.
  101. Калинина Н.В. Прогнозирование ледовой ходкости буксира ледокольного класса пр. 2805 // Морской Вестник, 2008, № 1 (25), с.96-97.
  102. Калюжный В.Г. Исследования по выбору обводов глиссирующих судов с воздушной каверной. Вопросы судостроения, серия "Проектирования судов", вып. 28, 1981.
  103. Каштелян В. И., Ионов Б.П., Ильчук А. И. Оценка ледопроходимости ледоколов и транспортных судов ледового плавания в начальной стадии проектирования // Труды ААНИИ, 1981, т. 376, с. 22-25.
  104. Каштелян В. И., Позняк И. И., Рывлин А. Я. Сопротивление льда движению судна. Л., Судостроение, 1968.
  105. Каштелян В. И., Фаддеев О. В., Цой Л. Г. Выбор основных параметров ледокольно-транспортных судов // Судостроение, 1979, № 12, с. 4-6.
  106. Киреев В. Н., Могутин Ю.Б., Былинович Е.С., Руденко С. М. Научно-экспедиционное судно нового поколения для Российской Антарктической экспедиции // Морской Вестник, 2008, № 1 (25), с. 22-23, 25.
  107. Климашевский С. Н., Силин A.B. Бесконтактный транспорт Арктики // Морской Вестник, 2006, № 3 (9), с. 31-33, 36.
  108. Коваль Г.М. Состояние и проблемы современного ледоколостроения // Судостроение, 1973, № 7, с. 3-13.
  109. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? — М.: Российский институт стратегических исследований, 2011. ISBN 978-5-7893-0135-7
  110. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктика на перекрёстке геополитических интересов // Мировая экономика и международные отношения. 2010, № 9
  111. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктические стратегии стран Северной Америки и Россия // Россия и Америка в XXI веке. 2011, № 2
  112. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктический вызов России // Мир и политика. 2011, № 4.
  113. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктическое направление внешней политики России // Обозреватель-Observer. 2011, № 3
  114. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2011, № 3
  115. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011, № 29
  116. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Ремилитаризация Арктики и безопасность России // Национальная безопасность. 2011, № 3—4 (недоступная ссылка)
  117. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Северная Европа: общий арктический вектор // Европейская безопасность. 2011. Вып. 24(40).
  118. Короткин А.И. Присоединенные массы воды. Л., Судостроение, 1986.
  119. Крылов А. Н. Наблюдения над крепостью льдов и сопротивлением его движению ледокола «Ермак» (первая публикация в книге С. О. Макарова, глава XXI, см. п. 98).
  120. Крылов А. Н. Некоторые соображения о проектировании мощного ледокола в сорок тысяч лошадиных сил // Собр. Трудов, том XII, часть первая, 1940, с. 187-192.
  121. Крюков В. А. Арктика - каким приоритетам отдать предпочтение? // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. Т. 7. № 6 (38). С. 45-66
  122. Куликов Н. В., Сазонов К. Е. Буксировка судов во льдах. СПб, 2003, с. 158.
  123. Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. – М.: Книжный мир, 2009. – 512 с.
  124. Курдюмов В.А., Тряскин В.Н., Хейсин Д.Е. Определение ледовой нагрузки и оценка ледовой прочности корпусов транспортных судов // Труды ЛКИ: ледопроходимость и ледовая прочность морских судов. Л., 1979.
  125. Кутейников М.А. Разработка теоретических основ и методологии комплексного нормирования мореходности с учетом прочности морских судов. Диссертация на соискание ученой степени д.т.н. СПб., СПбГМТУ -РМРС. 2010.
  126. Кутенев A.A. Методы определения основных элементов судна при отсутствии надежного прототипа // Сб. докладов междунар. семинара «Суда будущего», СПб., НТО им. акад. А. Н. Крылова, 2007, с. 64-68.
  127. Лагутина М. Л., Харлампьева Н. К. Международное сотрудничество в Арктике: эколого-политический аспект. // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 3. 2010.
  128. Лагутина М. Л., Харлампьева Н. К. Транснациональная модель арктического управления в XXI веке//Арктика и Север, 2011. № 3. С. 64—83.
  129. Левиков, Г. А. Управление транспортно-логистическим бизнесом / Г.А. Левиков. - М.: ТрансЛит, 2007. - 224 c.
  130. ЛЕДОКОЛЫ / Каштелян В. И., Рывлин А. Я., Фаддеев О. В., Ягодкин В. Я. Л., Судостроение, 1972.
  131. Лихоманов В.А. Метод оценки ледовой прочности корпусных конструкций судов по данным натурных испытаний. Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени к.т.н. Л., ЛКИ, 1982
  132. Логачев С.И. Методология долгосрочного прогнозирования развития морского флота // Труды ЦНИИМФ, 1973, вып. 170, с. 38-45.
  133. Логачев С.И., Чугунов В. В. Мировое судостроение. СПб., Судостроение, 2000.
  134. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: [учебник] / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2008. – 939 c.
  135. Лукин Ю. Ф. Великий передел Арктики / Ю. Ф. Лукин. — Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010. — 400 с.
  136. Мавлюдов, А. А. Русецкий, Садовников Ю. М. Аншер Э.А. Движители быстроходных судов (2 изд. перераб. и дополнен. Судостроение 1982.)
  137. Мазур И. И. Арктика — точка бифуркации в развитии глобального мира // Век глобализации. — 2010. — № 2. — С. 93—104.
  138. Макаров С. О. «Ермак» во льдах. СПб., 1901.
  139. Макеев А. Н., Старшинов В. А. ЦКБ «Айсберг» и развитие арктического флота// Судостроение, 1993, № 11-12, с. 20-21.
  140. Макеев Г. А. Разработка теоретических основ и практических методов оптимизации количественного и качественного состава флота судов обслуживания морских буровых установок. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. СПб., СПбГМТУ, 2008.
  141. Маркушина Н. Ю., Харлампьева Н. К., Церпицкая О. Л. «Арктическое окно» Северного измерения//Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2011. № 3.
  142. Марченко П. Ф. Теория и конструкция лесных колёсных и гусеничных / П. Ф. Марченко. – Архангельск: РИО АЛТИ, 1990. – 37 с.
  143. Материалы конференции «Моринтех-2003», СПб, НИЦ Моринтех, 2003, с. 60 -66.
  144. Матлах А.П., Миронов М. Ю., Родионов A.A. Исследование поведения бортовых перекрытий под воздействием ледовой нагрузки на различных моделях // Морской Вестник, 2008, № 1 (25), с. 89-92.
  145. Мацкевич В. А.  Об архитектурном типе лесовоза // Судостроение, 1982, №4, с. 9-13.
  146. Мацкевич В. А., Логанова П.А., Ильин Д. С. Некоторые вопросы проектирования лесовозов-пакетовозов с наклонными бортами // Судостроение, 1980, № 5, с. 5-8.
  147. Минакир П.А., Леонов С. Н. Проблемы прогнозирования развития арктических регионов Дальнего Востока // Арктика: экология и экономика. 2015. № 1 (17). С. 10-17
  148. Мирошниченко И. П., Никольский Б. И., Цой Л. Г. Выбор основных параметров и архитектурно-конструктивного типа крупнотоннажного многоцелевого сухогрузного судна ледового плавания // Труды ЦНИИМФ: Перспективные типы судов, вып. 265, 1981, с. 3-11.
  149. Михелев К. С., Хайми А.Г., Царев Б. А. Исследование тенденций проектирования путём статистического и реконструктивного анализа // Материалы Шестой междун. конфер. «Моринтех-2005», СПб, НИЦ-Моринтех, 2005, с. 64 69.
  150. Молчанов В. П., Акимов В. А., Соколов Ю. И. Риски чрезвычайных ситуаций в арктической зоне Российской Федерации; МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2011. 300 с.
  151. Морейнис Ф.А., Данилова С. А. Метод оценки технического совершенства танкеров // Труды ЦНИИМФ, 1972, вып. 156, с. 93 99.
  152. Морейнис Ф.А., Цой Л. Г. Выбор основных характеристик крупнотоннажных транспортных судов ледового плавания // Труды ЦНИИМФ, 1977, вып. 222, с. 65-75.
  153. Мясищев Д. Г. Лесотранспортные машины: Методические указания к выполнению курсовой работы / Д. Г. Мясищев. – Архангельск: РИО АГТУ, 1994. – 32 с.
  154. Новиков И. Д., Бутузов A.A. Калюжный В.Г., Иванов А. Н., Борогин А.Р., Мядзюта A.A., Семенов Б. С., Каменчук Л.В. Быстроходное судно с водометным движителем. Авторское свидетельство № 1081935. Приоритет от 2.08.1982.
  155. Ногид JI.M. Теория проектирования судов. Л., Судпромгиз, 1955.
  156. Ногид Л.М. Моделирование движения судна в сплошном ледяном поле и битых льдах // Труды ЛКИ, 1959, вып. 28, с. 179-185.
  157. Ногид Л.М. Определение сопротивления ледокола, движущегося во льдах, основанное на данных моделирования // Труды ЛКИ, № 29, 1959.
  158. Ногид Л.М. Проектирование морских судов. Л., Судостроение, 1964.
  159. Ногид Л.М. Столкновение судна со льдом // Труды ЛКИ, № 26, 1959. 120.0заровский Н.Ю. Из практики плавания во льдах // Морской сборник, 1942, № 12, с. 44-49.
  160. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. О состоянии и проблемах законодательного обеспечения научной деятельности Российской Федерации в Антарктике// Совет по Арктике и Антарктике при СФ ФС РФ. 2015. 598 с.
  161. Организация безаварийной эксплуатации нефтяного танкера. Курс лекций. Вахтанин Н.А., Шерстнев Н.В. Изд-во СевНТУ, 2003
  162. Островский М. Л. Комплексный критерий экономической оценки судна // Судостроение, 1973, № 7, с. 14-15.
  163. Официальный сайт Правительства РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» до 2025 года, [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/docs/29164/
  164. Ошарин, А. В., Ткачёв, А. В., Чепагина, Н. И. История науки и техники А. В. Ошарин, А. В. Ткачёв, Н. И. Чепагина. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006.143 с.
  165. П. Апалько Т.А. Исследовательские задачи при проектном обосновании ледоколов // Морской Вестник, 2008, № 3 (27), с. 120-122.
  166. П. Апалько Т.А. Общепроектный параметр степени ледовой защиты гребных винтов ледоколов // Сборник докладов междунар. семинара «Суда Будущего», СПб., НТО судостроителей им. акад. А. Н. Крылова, 2007, с. 44 -46.
  167. П. Ногид Л.М., Дубровин О. В. О вязкостном сопротивлении ледоколов // Судостроение, 1962, № 6.
  168. Паничкин И. В. Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики: текущее состояние и перспективы. Российский совет по международным делам (РСМД). Октябрь 2016. № 8. 12 с.
  169. Пашин В. М. Критерии эффективности в оптимизационных задачах, решаемых при проектировании отдельных подсистем судна // В кн.: Вопросы судостроения, сер. 1, вып. 2. Л., Судостроение, 1972, с. 23-35.
  170. Пашин В. М. Оптимизация судов. Л., Судостроение, 1983.
  171. Пашин В. М., Гайкович А.И. Определение основных элементов судна в начальной стадии проектирования. Л., ЛКИ, 1984.
  172. Пашин В. М., Поляков Ю. Н. Вероятностная оценка экономической эффективности судов. Л., Судостроение, 1976.
  173. Пегин Н.А. Национальная арктическая транспортная линия: проблемы и перспективы // Арктика и Север. 2016. № 23. С. 32-40.
  174. Перевязкин Ю.Д. Расчёт закрытых зубчатых и червячных передач: Методические указания к курсовому проектированию / Ю.Д. Перевязкин. – Архангельск: РИО АГТУ, 1995. – 32 с.
  175. Пересыпкин В.И., Грицинов B.C. ЦНИИМФ морскому флоту // Проблемы развития морск. флота, Сб. науч. трудов ЦНИИМФ, 2009, с. 3-19.
  176. Пересыпкин В.И., Цой Л. Г. Арктические ледоколы России, состояние и перспективы развития // Труды конфер. АИСТЕХ-2000, СПб, 2000.
  177. Пересыпкин В.И., Яковлев А. Н. Будущее Северного морского пути // Транспорт Российской Федерации, 2007, № 11, с. 12-16.
  178. Пересыпкин В.И., Яковлев А. Н. Северный морской путь в проблеме международных транспортных коридоров // Транспорт Российской Федерации, 2006, № 3, с. 16-19.
  179. Пилясов А.Н. Контуры Стратегии развития Арктической зоны России // Арктика. Экология и экономика. 2011. №1. С. 38-47
  180. Плисецкий Е. Е. Приоритеты развития Северного морского пути в стратегическом управлении и планировании // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 101-111
  181. Поздюнин В. Л. Теория проектирования судов. Общие вопросы проектирования ( ч. 1). Л.-М., ОНТИ, 1935.
  182. Полетайкин В.Ф. Проектирование лесопромышленного оборудования. Учебное пособие. – Красноярск: Издательство Краснояр. ун-та, 1988 – 176 с.
  183. Полин Л. Е. Плавание во льдах морских транспортных судов. М.,Морской транспорт, 1956.
  184. Попель О.С., Киселева С. В., Моргунова М.О., Габдерахманова Т.С., Тарасенко А.Б. Использование возобновляемых источников энергии для энергоснабжения потребителей в Арктической зоне Российской Федерации // Арктика. Экология и экономика. - М., 2015. - № 1. - С. 64-69
  185. Попов Ю. Н., Каштелян В. И. Заклинивание ледоколов во льдах//Труды ААНИИ. Том 309. Л.,Гидрометеоиздат,1973, с.57-72
  186. Попов Ю. Н., Тегкаева Т.Х., Фаддеев О. В. Влияние формы обводов ледокола на величину ледовых нагрузок//Труды ААНИИ. Том 309.Л., Гидрометеоиздат,1973, с.79-87
  187. Попов Ю. Н., Фаддеев О. В., Хейсин Д.Е., Яковлев A.A. Прочность судов, плавающих во льдах. Л., Судостроение, 1967.
  188. Потапов О. Ф. Влияние килевой качки и дифферента на параметры искусственной каверны. Труды ЛИВТ, сб. Статей молодых научных работников, часть VII, 1971.
  189. Потапов О. Ф. Исследование посадки, остойчивости и качки судов смешанного плавания, оборудованных скуловыми килями и системой воздушной смазки. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н., ЛИВТ, 1968.
  190. Приоритеты России в Арктике. Специальный доклад к Международному форуму технологического развития «Технопром-2016» / [А. Л. Асеев, В. П. Афанасьев, В. И. Богоявленский и др.]; [Сост. Д.С. Медовников, А.В. Виньков, И.Н. Имамутдинов и др.] Новосибирск: ЭС ВПК. 2016. 61 с.
  191. Прокофьев Г. Ф. Конструирование приводов технологических машин: Учебное пособие / Г. Ф. Прокофьев. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007. – 506 с.
  192. Прокофьев Г. Ф. Основы конструирования: Учебное пособие / Г. Ф. Прокофьев. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2006. – 187 с.
  193. Пузанков, А. Г. Автомобили: Конструкция, теория и расчёт / А. Г. Пузанков. -- М.: Академия, 2007. -- 544 с.
  194. Разуваев В. Н. Выделение эффективных решений в задачах проектирования судов по способу уровней // Труды ЛКИ: Проектирование морских судов, 1988, с 20 23.
  195. Рикошинский, А. Е. Мировой рынок автомобилей переживает кризис / А. Е. Рикошинский // Снабженец. -- 2008. -- № 37 (341). -- С. 11-12.
  196. Российская Арктика: современная парадигма развития. / под ред. акад. А. И. Татаркина. — СПб.: Нестор-История, 2014. 844 с.
  197. Россия в Арктике. Вызовы и перспективы освоения. Под редакцией М. В. Ремизова. – М.: Институт национальной стратегии, Книжный мир, 2015. – 384 с.
  198. Рубец, А. Д. История автомобильного транспорта России / А. Д. Рубец. М.: Эксмо, 2008. -- 304 с.
  199. Рывлин А. Я. Методы расчета ледопроходимости судна в битых льдах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени ктн.Л.,1963
  200. Рябчиков П.А. Морские суда. М., Морской транспорт, 1959.
  201. Савинов Г. В., Царев Б. А. Анализ роли прототипа при выборе главных размерений судов // Морской Вестник, 2003, № 1 (5), с. 67-70.
  202. Савинов Г. В., Царев Б. А. Влияние структуры функционального оборудования судов на состав их оптимизационных моделей // Материалы конференции «Моринтех-2003», СПб, НИЦ Моринтех, 2003, с. 46 47.
  203. Сазонов К. Е. Взаимодействие ледокола с проводимым судном при выполнении циркуляции в ледовых условиях // Морской Вестник, 2003, № 4 (8), с. 62-66.I
  204. Сазонов К. Е. Логико-вероятностная модель безопасности одиночного плавания судна во льдах // Морской Вестник, 2005, № 2(14), с. 61-63.
  205. Сазонов К. Е. Оценка вклада вертикальных бортов цилиндрической вставки в ледовое сопротивление судна // Морской Вестник, 2008, № 4 (28), с. 110-111.
  206. Сазонов К. Е. Проводка крупнотоннажных судов ледоколами в условиях сжатия льда // Морской Вестник, 2006, № 4 (20), с.83-85.
  207. Сазонов К. Е. Форсирование ледоколами торосов задним ходом // Морской Вестник, 2005, № 1 (13), с. 84-86.
  208. Сахновский Б.М. Особенности постановки задачи проектного обоснования оптимальных элементов судов с учетом доминирующих факторов эксплуатации // Сб. докладов Сев.-Зап. Техн. Университета, СПб., СЗТУ, 2006, с. 252-257.
  209. Сверчков A.B. Выбор обводов днища скоростного мелкосидящего судна с воздушной каверной. Судостроительная промышленность, серия "Проектирование судов", вып. 16, 1990.
  210. Сверчков A.B. Использование искусственных каверн на скоростных катамаранах. Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова., вып. 2(286), 1996.
  211. Сверчков A.B. Поиск профилировки днища водоизмещающего судна с системой искусственных каверн. Судостроительная промышленность, серия "Проектирование судов", вып. 8,1988.
  212. Сверчков A.B. Применение воздушных каверн для снижения гидродинамического сопротивления быстроходных водоизмещающих судов. Сборник тезисов докладов конференции "XXXV Крыловские чтения 1991г.".
  213. Сверчков A.B. Применение искусственных каверн для снижения гидродинамического сопротивления быстроходных судов. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. JL, 1995.
  214. Сверчков A.B. Применение искусственных каверн для снижения гидродинамического сопротивления быстроходных катамаранов. Сборник тезисов докладов конференции "Крыловские чтения", 1995.
  215. Селивёрстов Л. С. Дизель-электроходы в Арктике и Антарктике // В Арктике на парусниках и атомоходах. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2008. — С. 273-282. — 410 с. — 1000 экз.
  216. Селин В. С. Движущие силы и проблемы развития грузопотоков Северного морского пути // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 87-100
  217. Сергеев В. В. Опыт архитектурного проектирования парома-ледокола // Архитектура и художественное конструирование в судостроении, вып. 6, 1969, с. 9-22.
  218. Сергеев В. Флот приполярных морей // Техника молодежи, 1985, № 12, с. 16-20.
  219. Сердечный В.Н. Нормы расхода топливно-смазочных материалов в лесной промышленности: Справочник / В.Н. Сердечный. – М.: Лесная промышленность, 1990. – 432 с.
  220. Симоненков В. П. Основные положения стратегии инновационного развития регионов Севера / Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. Т. 1. № 27. С. 26-33
  221. Симонов Ю. А. Особенности развития ледокольных судов в Канаде // Судостроение за рубежом, 1985, № 4, с. 17-25.
  222. Симонов Ю. А., Коваль Г.М. Тенденции развития ледоколов и транспортных судов ледового плавания // Судостроение, 1989, № 7, с. 3-6.
  223. Смирнов А. Г. Использование модульных принципов при создании плавучих доков // Материалы конференции «Моринтех-2003», СПб, НИЦ Моринтех, 2003, с. 48- 49.
  224. Смирнов Н. Н. Проектирование и расчет специальных лесных машин: методические указания к выполнению контрольных работ / Н. Н. Смирнов.-Архангельск: Изд-во АЛТИ, 1986.-36 с.
  225. Смирнова И. В. Планирование ремонтного обслуживания лесозаготовительной техники и затрат на её содержание / И. В. Смирнов. – Архангельск: Изд-во АЛТИ, 1986. – 36 с.
  226. Смирнова О. О. Арктика — территория партнёрства будущего. // Экономические стратегии. — 2011. — № 10. — с. 32—39
  227. Соколов Л. Г. Применение дифференциальных методов при определении вместимости и основных элементов сухогрузного судна. Труды ЦНИИМФ, 1961, вып. 36, с. 69-76.
  228. Соколов Михаил. Год: 2012. Издание: Эксмо, Страниц: 608. ISBN: 9785699582570
  229. Старобинский В. Б. Исследования эффективности применения воздушных прослоек для снижения гидродинамического сопротивления судов. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н., ЛИВТ, 1968.
  230. Старобинский В. Б. К вопросу о снижении сопротивления трения судов в условиях мелководья путем создания на днище системы искусственных каверн. Сборник докладов на XV научно-технической конференции по теории корабля, вып. 64, 1965.
  231. Старобинский В. Б., Потапов О. Ф. Оценка остойчивости судов, оборудованных системой воздушной смазки. Труды ЛИВТ, вып. 113, 1968.
  232. Стефанович А. Н. Ледоколы. Л., Морской транспорт, 1958.
  233. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
  234. Тарас А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М., Мн.: АСТ: Харвест, 2006. — 216 с. — ISBN 985-13-8436-4.
  235. Татаркин А. И., Захарчук Е. А., Логинов В. Г. Современная парадигма освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации // Арктика: экология и экономика. 2015. № 2 (18). С. 4-13
  236. Татаркин А. И., Литовский В.В. Россия в Арктике: стратегические приоритеты комплексного освоения и инфраструктурной политики // Вестник МГТУ. 2014. Т. 17. № 3. С. 573-587
  237. Тряскин В.Н. Исследование работы бортовых конструкций транспортных судов ледового плавания. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. Л., ЛКИ, 1979.
  238. Тряскин В.Н. Методология автоматизированного проектирования конструкций корпуса судов. Диссертация на соискание ученой степени д.т.н. СПб., СПбГМТУ, 2007.
  239. Тряскин В.Н. Определение перерезывающих сил и изгибающих моментов на тихой воде. СПб., СПбГМТУ, 2003.
  240. Тряскин В.Н. Проектирование конструктивного мидель-шпангоута морских транспортных судов: Учеб. пособ. ЛКИ, 1986.
  241. Тряскин В.Н., Лазарев В. Н., Смирнов Ю. А., Курдюмов В.А. Проекторов, корпусных конструкций морских судов, Л., Судостроение, 1987.
  242. Туник А.Л., Буняк А. Х. Допустимые скорости удара судна о льдину конечных размеров // В кн.: Теория и прочность ледокольного корабля. Горький, ГПИ, 1980, с. 54-56.
  243. Фёдоров П. В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в XVI—XX вв. — Мурманск, 2009. — 388 с.
  244. Фёдоров П. Почему Север? // Литературная газета. 2011. № 46-47.
  245. Федько В. П. Коммерческая логистика / В. П. Федько. - Рн/Д: МарТ, 2014
  246. Фирсов В. Б. К вопросу целесообразности внедрения «безремонтной» эксплуатации судовых корпусов // Сб. тезисов докладов межвузовской научной конфер., СПб., ВМИИ, 2002, с. 371.
  247. Харлампьева Н. К. Арктика — новый регион мира // Известия Саратовского университета, 2011. Том 11, Вып. 1.
  248. Хейсин Д.Е. Определение ледовых нагрузок, действующих на корпус судна, плавающего во льдах. Л., ЛКИ, 1962.
  249. Царев Б. А. Значение метода И.Г. Бубнова при отображении функции и структуры проектируемых судов // В кн.: Теория и проектирование судов, вып. 211. Л., Судостроение, 1974, с. 88-91.
  250. Царев Б. А. Исследование проектного уравнения мощности В. Л. Поздюнина и его современных интерпретаций // Материалы междун. конфер.
  251. Царев Б. А. Модульные задачи в проектировании судов. Л., ЛКИ, 1986.
  252. Царев Б. А. Особенности проектной оптимизации судов с доминирующими функциональными подсистемами // Труды ЛКИ: Проектиров. морских судов и плавучих технических средств, 1987, с. 41-46.
  253. Царев Б. А. Проектный анализ проблемы навигационной безопасности // Труды ЛКИ: Проектирование морских судов, 1988, с. 36 41.
  254. Царев Б. А. Реконструктивный метод В.В. Ашика и его использование при проектном анализе судов // Морской Вестник, 2002, № 4 (4), с. 22-24.
  255. Царев Б. А. Сетка типоразмеров судов модульной постройки // В кн.: Даниловский А.Г. Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок. СПб., СПбГМТУ, 2006, с. 10-12.
  256. Цой Л. Г. Выбор формы корпуса арктических ледоколов универсального назначения // Судостроение, 1996, № 5-6, с. 10-14.
  257. Цой Л. Г. Диаграмма для определения скорости движения судна в ледовых каналах // Труды ЦНИИМФ, 1982, вып. 275, с. 67-72.
  258. Цой Л. Г. Морские ледоколы. Особенности проектирования. СПб., СПбГМТУ, 2003.
  259. Цой Л. Г. О рациональной области применения ядерных энергетических установок на ледоколах // Сб. науч. трудов ЦНИИМФ: Архитектурно-конструктивный тип, мореходные и ледовые качества транспортных судов. СПб., 1992, с. 96-102.
  260. Цой Л. Г., Глебко Ю. В., Высоцкая H.A. Климатические изменения в Арктике // Проблемы развития морского флота, Сб. научн. трудов ЦНИИМФ, 2009, с. 138-146
  261. Цой Л. Г., Горшковский А.Г. Ледокольный флот России нуждается в обновлении // Морской Вестник, 2002, № 4 (4), с. 10-16.
  262. Цой Л. Г., Максутов Д.Д., Зимин А. Д. Флот Арктики и его будущее // Судостроение, 1993, № 11-12, с. 16-19.
  263. Цой Л. Г., Синяев А.К. Атомный мелкосидящий ледокол «Таймыр» // Судостроение, 1989, № 7, с. 6-9.
  264. Чалов С.А. Влияние общего веса на сопротивление корпусов глиссирующих катеров с воздушной каверной. В сб. «Судостроительная промышленность», серия «Проектирование судов», вып. 16, 1990.
  265. Чернавский С.А. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие / С.А. Чернавский. – М.: Машиностроение, 1988. – 416 с.
  266. Шауб П.А. Проблемные вопросы современного проектирования судов // Судостроение, 1991, № 10, с. 12-13.
  267. Швец Н.Н., Береснева П.В. Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой̆ статус, оценка запасов и экономическая целесообразность их разработки // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 60-67
  268. Шеман Н. О ледоколах // Морской сборник, 1894, № 12.
  269. Шиманский Ю.А. Условные измерители ледовых качеств судна // Труды ААНИИ, 1938, т. 130, с. 5-19.
  270. Штрек A.A. Опыт эксплуатации, ледовые испытания и перспективы использования ледокольных буксиров в замерзающих портах России // Проблемы развития морского флота, Сб. трудов ЦНИИМФ, 2009, с. 138-146
[1] Гапоненко А. Л. Управление знаниями. — 2001. — 60 c. [2] http://government.ru/docs/29164/  
25 февраля 2019