"ПОРА есть арктическое". Релиз

"ПОРА есть арктическое". Релиз

23 января 2018 г. состоялось очередное заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики “ПОРА”. Оно было посвящено актуальной, полезной и вкусной теме - “Арктическая диета” и здоровое питание”. “Арктика - не только минерально-сырьевая база России и уникальная природа. Это традиции, культура, в том числе культура питания, и арктическая кухня со своими особенностями, - открыл ДК генеральный директор ПОРА, к.м.н. Борис Тарасов.  - Экологически чистые и полезные продукты из Арктики: мясо, рыба, ягоды, лечебные травы, должны приносить пользу здоровью россиян всей страны. Наполненные витаминами и микроэлементами, они прекрасно могут разнообразить рацион жителя средней полосы”. Борис Тарасов привел несколько интересных фактов. Одна из причин низкой смертности коренных и малочисленных народов Севера от сердечно-сосудистых заболеваний - наличие в рационе рыбы, богатой полиненасыщенными кислотами и антиоксидантами и правильное соотношение Омега-3 и Омега-6. В экологически чистой оленине содержится в 3-5 раз больше витаминов группы В и железа, чем в говядине. Сейчас в Ямало-ненецком автономном округе проходят весьма обнадеживающие испытания препарата для понижения давления из арктических компонентов, среди которых: кровь, жир и мозг северного оленя, рыба — щука и налим, хвоя, ягоды — шикша, брусника и клюква. Михаил Гладышев, и.о. проректора Сибирского Федерального Университета, директор Экофонда СФУ, добавил, что суточная  норма  Омега-3, например, содержится либо в 12 кг. телапии, либо всего в 30 гр. арктического омуля. “Очень важно, - отметил он , -  изучить  ресурсы Арктического региона и оценить, сколько можно взять этих ресурсов, не нарушая хрупкую экосистему, брать как можно дольше и больше, не нарушая баланса. И для этого необходим научный подход”. Алексей Алтынцев, советник заместителя Губернатора Архангельской обл. - руководителя представительства Архангельской обл. при Правительстве РФ, к.э.н, добавил, что есть другие продукты, которые находятся в тени отрасли и поставлены на промышленную основу за рубежом. Арктическим производителям нужна поддержка ресурсами, материальными и информационными. Это долгосрочные инвестиции, которых боятся банки. Он обратил внимание  бизнесменов на те ниши, которые сейчас менее востребованы, - морепродукты, дикоросы,соль. Анна Попова, начальник отдела развития туризма Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской обл., поделилась опытом создания туристической площадки "Сделано в Арктике". Этот бренд, в частности, призван донести до потребителя информацию о ценности северных продуктов и объединить производителей продуктов и сувениров в Заполярье, создать им комфортные условия для реализации своей продукции на новых рынках сбыта, в том числе за рубежом. Сергей Майоров, начальник отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ, предложил для продвижения ориентироваться на бюджет и целевые  министерства - здравоохранения, образования, спорта, учитывая полезность арктических продуктов для ЗОЖ, детей и спортсменов. Татьяна Сафронова, доцент кафедры технологии и организации общественного питания, директор Центра здорового питания СФУ, остановилась на особенностях питания в регионе. Она отметила, что местные жители мало употребляют традиционную местную  продукцию, несмотря на то, что регион богат ягодами, растениями, в том числе и лекарственными, рыбой, морскими животными, птицей. Игорь Ружников, коммерческий директор АО "Мясопродукты", г.Нарьян-Мар, отметил, что поставкам на Большую землю препятствуют несколько проблем: оленеемкость отрасли, дороги, которые строятся по 30 лет, и постоянно меняющееся ветеринарное и экологическое законодательство, Нет спроса на отходы - кровь, шкуры, хвосты, которые можно использовать. Недостаток грамотности и информированности о ценности оленины в целом. Представители  фермерского кооператива ЛавкаЛавка  Ирина  Сардарова, координатор проекта, и Михаил Баринов, технолог производства, рассказали про опыт создания в Мурманской области. «Териберского производственного кластера». Проект включает в себя солеварню и большой цех по переработке ягод, грибов и других даров тундры. В нем также задействован существующий в Териберке рыбзавод. Татьяна Сидорова, заместитель руководителя ГОКУ, представительство Правительства Мурманской области. в Москве, констатировала, что с ягодами, грибами и рыбой в регионе проблем нет, но существует “странный” оборот. Местная продукция идет за границу и возвращается в Россию в уже переработанном виде. Нужен проект по ведению прямых закупок, что, безусловно, станет плюсом к местным бюджетам и поддержке местного населения. Виктор Михайлов, директор интернет-магазина «Лавка деликатесов», дополнил, что продукция часто бывает поддельной. Нужно повысить грамотность покупателя и избегать спекуляций, расширить информационное поле вокруг данной категории продуктов - деликатесов. Сейчас спрос в России невелик из-за незнания, что, например, дикая рыба из Арктики - самая полезная. Павел Сюткин, писатель, историк кухни, телеведущий, автор книг об истории русской гастрономии, остановился на кухне северных народов. “Если мы будем использовать продукты здесь, в России, то неплохо бы знать и обычаи в приготовлении и особенности арктической кухни. Поставляя продукты в Россию, мы решаем вопросы не только развития местного производства, но и сохранения культурного наследия народов Севера”, - отметил он. Ольга Етылина, председатель Содружества общин КМНС, Сибири и Дальнего Востока и Национального союза оленеводов, подчеркнула, что Россия - крупнейшая арктическая держава, где проживает порядка 20 коренных народов, у каждого своя кухня, которая мало исследована, мало научных данных об особенностях северного питания, как отдельных продуктов, их пищевой ценности, так и потребностей организма в именно таком типе питания. Отметила отсутствие четкой государственной политики поддержки местного производства. Происходит завоз продукции с "материка", при этом собственное производство объявляется невыгодным, дотационным и “социалкой” за госсчет. Ирина Наделяева, заместитель главного врача ФГБУ НМИЦ РК Минздрава РФ, констатировала, если продвигать продукты северного региона как лечебную еду, то возникнут сложности с Минздравом. Нужны долгие и дорогие клинические испытания, регистрация. “Значит, - отметила она,  - нужно продвигать медийно. Поддержка в виде фестивалей Арктической еды,  рестораны типа “Экспедиция”, заходы в кулинарные программы, литература по теме, материалы в СМИ”. Алексей Алтынцев добавил, что нужно собрать банк данных производителей и покупателей по категориям. Полезные арктические продукты могут занять достойное место на столе россиянина - таков итог заседания ДК “ПОРА”. Проектный офис планирует создание некоммерческого каталога продукции «ПОРА есть арктическое». По результатам ДК будут разработаны рекомендации для законодательных и исполнительных органов, которые будут активно продвигаться через Интернет, СМИ и общественность. “ПОРА” также готова поддержать грантами наиболее интересные и перспективные наработки и исследования в арктическом регионе.   “Дискуссионный клуб” — одна из программ экспертного центра "ПОРА". Проектный офис развития Арктики — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии региона. Экспертный центр "ПОРА" создан для привлечения внимания к актуальным вопросам развития Арктики: социальным, экономическим и экологическим аспектам жизнедеятельности человека на севере России.
23 января 2018