Александр Воротников: Как обеспечить подготовку кадров для АЗРФ
Современные добычные проекты, которые находятся на стадии реализации в Российской Арктике, предъявляют целый ряд новых требований к кадровому составу. Комментирует координатор Экспертного совета ЭЦ ПОРА, кандидат химических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.
«Обеспечении кадрами арктических проектов – серьезная проблема. Для реализации устойчивого инновационного развития регионов АЗРФ, укрепления существующих и освоения новых сфер хозяйственной деятельности необходима качественная и стабильная кадровая база. Нужны специалисты, знакомые со спецификой использования теоретических знаний и имеющие практические навыки работы в условиях Крайнего Севера, социально адаптированные к жизни в Заполярье. Нужны специалисты, ментально ориентированные на охрану окружающей среды Арктики, нацеленные на экологизацию экономики и своей жизни в целом.
Именно такие специалисты необходимы России для достижения технологического суверенитета страны. На горизонте пяти лет их нужно во всей стране, в том числе и в Арктике, не менее 1 млн человек. Такую цифру привела вице-премьер Татьяна Голикова в июне 2023 года на Петербургском международном экономическом форуме.
Решение этой важной проблемы возможно при активном участии арктических регионов в федеральном проекте «Профессионалитет» Минпросвещения России. Этот проект стартовал 1 сентября 2022 года и охватил порядка 150 тысяч студентов, обучающихся по специальностям в области машиностроения, сельского хозяйства и лёгкой промышленности, железнодорожной, атомной, металлургической, химической и фармацевтической отраслей. Он решает следующие задачи:
– интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров;
– внедрение новых образовательных программ (профессионалитет), предусматривающих в том числе оптимизацию сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трёх лет – для более технологичных;
– воссоздание государственной системы подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования.
Этот федеральный проект вошел в перечень 42 стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Данная инициатива соответствует задачам национальных проектов «Образование» и «Производительность труда». Её появление вызвано тем, что система профессионального образования (СПО) и экономика страны в целом в последнее время сталкивались с рядом проблем и вызовов. Это и дефицит квалифицированных кадров, который отмечается во всех отраслях, и отсутствие связи между профобразованием и требованием предприятий. Программы колледжей часто не успевали за изменениями в производстве. Минпросвещения РФ признает, что до 80% программ просто не соответствуют запросам работодателей.
Российская экономика начинает адаптироваться к работе под санкциями, а значит, что стране потребуется активнее развивать собственное производство, открывать новые рабочие места, в том числе и в Арктике. Одна из ключевых инициатив проекта — вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями, максимальная практико-ориентированность обучения, сокращение сроков обучения (до двух лет — для рабочих профессий и специальностей, до трех лет — для более технологичных).
Участниками проекта станут потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования и давать базу для формирования практических навыков студентов. Будут созданы образовательные кластеры, во всех арктических регионах. Уже сейчас работает порядка ста кластеров в рамках федерального проекта «Профессионалитет» в более 50 регионах.
Например, Ковдорский политехнический колледж на Кольском полуострове готовит специалистов для химической отрасли. Колледж получил 135 млн рублей на развитие, из них 100 млн – из федерального бюджета, 20 млн – от Ковдорского ГОКа и 15 млн – из областного бюджета. Помимо Ковдорского политехнического колледжа в кластер войдут Мончегорский, Оленегорский и Апатитский колледжи.
Сейчас в области формируются два образовательных кластера. В педагогической отрасли – на базе Мурманского педагогического колледжа, Северного колледжа физической культуры и спорта и Печенгского политехнического техникума. И в отрасли туризма и сферы услуг – на базе Мурманского технологического колледжа. А эта специализация очень актуальна для региона в связи в ростом сферы туризма. Два этих образовательных кластера за три года подготовят более 1000 специалистов, и 85 процентов из них по условиям проекта останутся в области.
Однако важно, как эти молодые люди будут жить. Если не обеспечить их детскими садами, школами, если не дать им возможности интересно проводить досуг, если не организовать качественную городскую среду, молодежь не станет работать в регионе, а будет продолжать уезжать в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому важно развивать социальную инфраструктуру региона, используя такие механизмы, как «арктическая ипотека», «арктическая концессия», механизм единой субсидии на развитие общественной инфраструктуры».
Вниманию СМИ: Просим при использовании комментариев наших экспертов ссылаться на Проектный офис развития Арктики.