Александр Воротников – МСП в Арктике нужна дополнительная преференциальная поддержка

Александр Воротников – МСП в Арктике нужна дополнительная преференциальная поддержка

Дума Чукотского автономного округа внесла в середине октября 2023 года в Госдуму законопроект, который учитывает арктическую специфику, облегчая переход на упрощенную систему налогообложения для бизнеса в регионах, входящих в Арктическую зону. Каковы преимущества УСН для малого и среднего предпринимательства и почему бизнесу в Арктике в принципе нужна особая поддержка, рассуждает координатор Экспертного совета ПОРА Александр Воротников.

«Облегчить ведение бизнеса в России призвана упрощенная система налогообложения (УСН) – один из специальных налоговых режимов, предназначенный для применения индивидуальными предпринимателями и организациями малого бизнеса.

УСН дает много преимуществ для малого и среднего предпринимательства:

– более низкая налоговая нагрузка по сравнению с общим режимом (организации на УСН не платят НДС, налог на имущество и налог на прибыль);

– декларация по УСН представляется всего один раз в год;

– простой налоговый учет;

– много видов деятельности, при которых можно применять УСН;

– режим действует во всех регионах России;

– «упрощенку» можно совмещать с патентной системой налогообложения;

– учет доходов и расходов осуществляется по кассовому методу, что предполагает отражение доходов в периоде их получения, а расходов – в периоде их оплаты.

При этом система довольно гибкая, поскольку позволяет выбрать подходящий объект обложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Если расходы организации небольшие или их вовсе нет, то ей выгоднее платить налог с доходов по ставке в 6%, причем в некоторых регионах РФ ставку снижают до 1%). А если затраты значительны, например, бизнес занимается производственной деятельностью, то лучше выбрать «доходы минус расходы» (со ставкой в 15%, причем регионы вправе снизить её до 5% с учётом вида деятельности).

Конечно же, упрощенная система налогообложения выгодна для МСП и в Арктической зоне. Но здесь есть важный нюанс. Бизнес в АЗРФ, в отличие от других территорий России, работает в очень сложных условиях. В первую очередь, это отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, суровый климат, невысокая плотность населения и т.д. Это осложняет ведение хозяйственной деятельности и, в конечном итоге, сказывается на ее результатах (то есть прибыльности).

При этом капиталоемкость ведения бизнеса сравнительно более высокая, нежели в центральных и южных регионах. На себестоимость влияет «северное удорожание», связанное с высоким уровнем затрат на логистику, коммунальные услуги (отопительный сезон – до 11 месяцев в году), повышенной стоимостью рабочей силы (исполнение установленных федеральным законодательством гарантий и компенсаций для работников в части районных коэффициентов, северных надбавок, компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно работнику и членам его семьи). А организации торговли дополнительно вынуждены нести расходы на закупку и хранение товаров в объемах, позволяющих обеспечивать потребности населения до навигации следующего года (читай, до 12 месяцев).

Однако установленный Налоговым кодексом «порог» доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, одинаков для всех регионов, что ставит бизнес в Арктике в неравные условия по возможности использования данной системы налогообложения.

Дело в том, что Налоговый кодекс устанавливает лимиты доходов, в пределах которых налогоплательщики могут перейти на УСН. Но в Арктике, как было выше указано, этот порог более высокий!

Законодательная инициатива депутатов чукотского парламента преследует цель сделать эти возможности более справедливыми. Проектом закона предлагается предоставить право субъектам РФ, входящим в Арктическую зону, устанавливать коэффициент индексации величины предельного размера доходов организации, ограничивающей ее право перейти на УСН, с учетом региональных особенностей ценообразования.

В результате коэффициент индексации может превышать коэффициент-дефлятор, установленный в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 346.12 части второй Налогового кодекса, но не более чем в три раза. Таким образом, на УСН смогут перейти компании МСП с более высоким лимитом доходов. Важно и то, что этот вопрос будет регулироваться федеральным законом, а не решениями региональных властей. Это даст гарантии, что претензий прокуратуры и налоговиков к особым налоговым преференциям не будет.

Малому и среднему бизнесу в АЗРФ необходима дополнительная поддержка, и новый законопроект ее предусматривает.

Справочно

Налоговым кодексом Российской Федерации установлен уровень лимита доходов, в пределах которого налогоплательщики вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) – в размере 112,5 млн рублей с умножением на коэффициент-дефлятор, а также применять УСН (по стандартным ставкам) – 150 млн рублей с умножением на коэффициент-дефлятор.

В 2023 году, с учетом применения установленного Минэкономразвития России коэффициента-дефлятора в размере 1,257, предельные лимиты по УСН составляют:

– 141,41 млн рублей (112,5 млн рублей х 1,257) – для права перехода на УСН;

– 188,55 млн рублей (150 млн рублей х 1,257) – для применения УСН по обычным ставкам (до 6% на УСН «доходы» и до 15% на УСН «доходы минус расходы»);

– 251,4 млн рублей (200 млн рублей х 1,257) – для применения УСН по повышенным ставкам (8% на УСН «доходы» и 20% на УСН «доходы минус расходы»).



Эксперты ПОРА – о малом и среднем предпринимательстве как факторе развития Арктики:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.


Экспертный центр "ПОРА"
30 октября 2023
Комментарии экспертов
Александр Воротников