Александр Воротников: в проектах ГЧП в рамках мастер-планов арктических городов важно участие ВЭБ

Александр Воротников: в проектах ГЧП в рамках мастер-планов арктических городов важно участие ВЭБ

Участие госкорпорации развития в проектах государственно-частного партнерства позволит решить многие проблемы реализации проектов ГЧП в стране


В условиях современного рынка достижение высоких темпов прироста экономики страны, ее отдельных регионов не представляется возможным без плодотворного сотрудничества органов власти любого уровня с организациями частного бизнеса. Процесс наращивания инвестиционной деятельности в регионах России тесно связан с партнерскими отношениями правительства и частного сектора. И это особенно важно для развития российской Арктики и Дальнего Востока, что подчеркнул президент РФ в своем выступлении на ВЭФ. Взгляд с точки зрения парадигмы государственно-частного партнерства предлагает координатор Экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников.

Повышение качества жизни населения является приоритетной задачей внутренней политики государства на Дальнем Востоке и в АЗРФ. Одним из способов решения этой задачи, является привлечение альтернативных, внебюджетных источников финансирования инвестиционных социальных проектов, в том числе за счет механизмов ГЧП, которые регулируются соответствующими законами. Взаимодействие с частным бизнесом является для государства значимой альтернативой для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры, ввиду ограниченности государственного сектора для реализации множества инфраструктурных проектов.

Часто государственные органы обращаются к механизмам ГЧП не столько из-за того, что они демонстрируют лучшее соотношение цены и качества при реализации проектов в сравнении с другими вариантами, сколько потому, что они выглядят наиболее реалистичными для государственного сектора в условиях ограниченных финансовых и организационных возможностей. В частности, одним из наиболее распространенных мотивов, по которым государственные органы обращаются к механизмам ГЧП, является предположение, что это позволит расширить «бюджетное пространство» для реализации инфраструктурных проектов.

Президент отметил, что сегодня в рамках ГЧП по всей стране строятся школы, аэропорты, мосты, автомобильные трассы, обновляется городской транспорт. Однако объём таких проектов ещё относительно невелик – менее трёх процентов ВВП, или 4,4 триллиона рублей.

Причин много: несовершенство законодательства, отсутствие реальной поддержки проектов, но самое главное, это неумение государственного (публичного) партнера готовить и работать с такими проектами. И предложено оптимальное, на мой взгляд, решение – привлечь к этим проектам корпорации развития ВЭБ.РФ.

Участие ВЭБ в проектах ГЧП позволит решить многие проблемы реализации проектов ГЧП в стране. Во-первых, это методическая помощь ВЭБ в подготовке проектов. Многие регионы муниципалитеты не умеют их готовить, и такая методическая поддержка им необходима. Во-вторых, необходима и финансирование подготовки проекта ГЧП. ВЭБ может ее предоставить, а затраченные средства потом вернуть в процессе реализации проекта. ВЭБ может адекватно хеджировать риски реализации проекта ГЧП. Очень важно, что ВЭБ представляет широкий спектр механизмов реализации проектов ГЧП, включая инфраструктурную ипотеку.

Ярким примером реализации такого подхода является комплексное развитие морского порта Мурманск – единственного незамерзающего российского порта в Арктике. Это проект развития Мурманского транспортного узла как мультимодального транспортного хаба, строительства на территории этого порта новых терминалов и перевалочных комплексов. Функцию оператора строительства торгового порта «Лавна» выполняет «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), общая стоимость проекта составляет около 78,5 млрд рублей.

Для финансирования строительства будет использован синдицированный кредит более 50 млрд рублей, а средства ВЭБа составят почти 13 млрд руб. ВЭБ осуществит финансирование в рамках программы «Фабрика проектного финансирования». Программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2018 г. N 158 «О программе "Фабрика проектного финансирования"». Это позволяет создать механизм проектного финансирования инвестиционных проектов, предусматривающего предоставление денежных средств заёмщикам на основании договоров синдицированного кредита (займа).

Правительство дополнительно расширило возможности инвесторов в рамках фабрики. И для успешной реализации таких проектов разрешили направлять кредиты на выкуп облигаций. Это также позволит масштабировать данный инструмент и повысить его устойчивость. Применение этого механизма, на мой взгляд, позволяет успешно профинансировать строительство торгового порта «Лавна». Такие проекты реально реализовать во многих отраслях

Важно участие ВЭБ в проектах ГЧП, которые должны быть реализованы рамках реализации мастер-планов городов и поселений, а также в программах развития, подготовленных на основе этих мастер-планов. Участие ВЭБ должно ускорять работу над проектами. Проект будет легче продвигать и искать соинвесторов, т.к. он уже согласован и одобрен ВЭБ.

Очень важно, чтобы реализуемые проекты ГЧП были «зелеными», или соответствовали политике ВЭБ в этой области. Эти проекты должны соответствовать таксономии зеленых проектов разработанной ВЭБ.


Эксперты ПОРА – о выступлении Владимира Путина на Восточном экономическом форуме:

Представителям СМИ:

Экспертный центр ПОРА приветствует републикацию комментариев наших экспертов при условии указания ссылки на Проектный офис развития Арктики.

Экспертный центр «ПОРА»
13 сентября 2024
Комментарии экспертов
Александр Воротников