Арктика сегодня: «Атомфлот», таможня и «Звезда»
Продолжаем подводить арктические итоги прошлого года. По свежим данным, опубликованным «Росатомфлотом», в 2018 году атомные ледоколы компании провели 331 судно общей валовой вместимостью 12,7 млн тонн. По сравнению с предыдущим годом, количество судов уменьшилось (в 2017-м их было 493), но при этом объём тоннажа вырос на 5 млн тонн. Тут всё понятно: завершилось строительство Сабетты, заработал «Ямал СПГ», и вместо относительно небольших судов, задействованных в доставке строительных грузов (собственно, и давших некогда этот взрывной рост числа проводок), по северным акваториям стали регулярно ходить менее многочисленные, но куда как более вместительные газовозы. Кстати, параллельно выросла и выручка главной ледокольной компании Арктики, – за год атомфлотовцы заработали 6,8 млрд рублей (против 6,62 в 2017 году).
В свою очередь, как сообщает Мурманская таможня, экспорт из области за 2018 год вырос на 10%, составив 6 млрд североамериканских долларов. Основной объём (80%) приходится на минеральные удобрения и уголь, идущий через Мурманский морпорт из Кузбасса; остальное – металл и морепродукты. Увеличились и бюджетные поступления от внешней торговли: в казну было перечислено свыше 5 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2017-м.
И о поддержке отечественного предпринимателя в контексте нашей экономической «битвы за Арктику». Стало известно, что государство собирается компенсировать разницу между стоимостью арктических СПГ-танкеров, произведённых за рубежом, и аналогичных судов российской постройки. Увы, пока соотношение цен не в нашу пользу: на Дальнем Востоке строить газовозы получается дороже, чем за границей. Поэтому, чтобы не дискриминировать ни отечественного производителя, ни отечественного же перевозчика, центр решил поддержать и тех, и других. Считаю, это правильно: наше производство необходимо развивать, и чем больше в России будет предприятий, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, тем лучше.
Александр Стоцкий
31 января 2019