Арктика сегодня: большая стратегия
Вновь поговорим о нашем СМП. Начну с небольшого отступления. Возвращаясь ко вчерашнему сюжету, задам вопрос: а почему американцы вообще упоминают об Севморпути? Образно говоря, а не всё ли им равно, что происходит на внутренней (хотя и прибрежной) магистрали соседнего государства? Откуда вообще вот это внимание к предмету? А оттуда, что Северный морской путь чем дальше, тем больше становится интересен как международная транзитная магистраль. Да, пока что риски для регулярного коммерческого судоходства там имеются – связь слабовата, трасса сезонная, ледовая обстановка непростая; в общем, есть сложности. Но это не надолго. Во-первых, мы всё равно осваиваем Заполярье, и СМП как главная артерия этого освоения не останется в стороне, – будут модернизироваться и строиться порты, подтянется инфраструктура с континента, появятся устойчивые решения по телекоммуникации и т.д. Во-вторых, в исторически обозримой перспективе туда придут новые ледоколы, которые решат проблему сезонности радикальным способом. И тут-то перспективы транзита заиграют новыми гранями. Поэтому уже сейчас об СМП думают многие – и коммерческие игроки, и геополитические. Более того, идёт мало заметная широкой публике, но оттого не менее реальная работа по выстраиванию новых транспортных реалий на Севере. Об этом, в частности, упомянул недавно глава Росморречфлота Ю. Цветков. Использование СМП в целях транзита активно обсуждается с Китаем, Южной Кореей и Японией. Неудивительно: с логистической точки зрения, данный вариант особенно интересен именно этим странам в силу их географического расположения. Поэтому, несмотря на скепсис некоторых коллег, рискну утверждать: транзиту на СМП быть. Не завтра, и не миллионами тонн сразу, но быть обязательно.
Вышеприведённый пример – яркая иллюстрация того, чем для нас является наша Арктика. Заполярье – это клубок перспектив и вызовов, возможностей и угроз. Для того, чтобы управлять этими вызовами, чтобы получать на выходе именно возможности, а не проблемы, требуется взвешенный, трезвый подход, требуется широкое видение вопроса во свей его сложности; иными словами, требуется стратегия. И здорово, что над разработкой нашей новой арктической стратегии трудится вся страна (включая, возможно, и вас, мои уважаемые читатели). Так, сегодня в Республике Коми состоялось ещё одно выездное заседание дискуссионного клуба ПОРА «Стратегическая сессия — Арктика 2035». Мероприятие впервые прошло в формате четырехсторонней видеоконференции, объёдинившей Воркуту, Сыктывкар и Москву. Подробности, как всегда, – в нашем релизе.
Александр Стоцкий