Арктика сегодня: день важных решений и рынок СПГ
Стало известно о результатах вчерашнего заседания Совета Госдумы в Сабетте. Как мы помним, в центре внимания парламентариев оказались проблемы мега-проектов и, в частности, механизма ГЧП. Последний, по мнению и предпринимателей, и государства, пока требует доработок, и именно этим займётся специальная рабочая группа, созданная в Думе. Вопрос этот критически важен для дальнейшего освоения Арктики и, по большому счёту, развития всей страны: ГЧП лежит в основе всех крупных проектов, а именно они и служат локомотивом для экономики России. Внося свою лепту в развитие северной транспортной сети, законодатели также поддержали план строительства дороги «Бованенково-Сабетта», который вскорости будет внесён в Правительство.
Обсуждение арктических проблем на высоком уровне продолжилось в Москве. Сегодня там заседал президиум Госкомиссии по развитию Арктики под председательством вице-премьера Д. Рогозина. Говорили о развитии северной инфраструктуры в таких аспектах, как транспорт, связь, законодательство. Об этом стоит упомянуть подробнее.
- Во-первых, была признана разумной идея соединения Транссиба с арктическими портами. Заметим, что это напрямую перекликается с недавними предложениями РАН по транспортно-логистическим коридорам;
- Во-вторых, зависимость нашей Арктики от западной космической связи и спутников радиолокационного зондирования была признана уязвимостью. А раз так, то эту зависимость надо преодолевать. В порядке шагов по решению этой проблемы предполагается запустить пять спутников до 2020 года;
- В-третьих, было заявлено о скором завершении подготовки правительственного законопроекта о наделении «Росатома» дополнительными полномочиями в области развития СМП и прилегающих территорий. Это означает, что «Росатом» превращается в одну из центральных фигур в системе управления русской Арктикой, а СМП подтверждает свой статус стержневого элемента её освоения.
Александр Стоцкий
24 апреля 2018