Арктика сегодня: геология и иностранные суда
Наши знания о геологии Арктики расширяются – а вместе с ними и прогнозы по запасам полезных ископаемых. Росгеология отчиталась об итогах полевых работ сезона 2019 года в Мурманской области. Результаты хорошие: как утверждают геологи, прогнозная мощность обследованной рудной зоны по никелю и металлам платиновой группы увеличилась в два раза. Так, запасы никеля по Мончегорскому рудному району теперь официально составляют 1,6 млн т, меди – 1,18 млн т, металлов платиновой группы – 724 т. Ко всему прочему, во время летнего полевого сезона была выявлена новая зона с залежами металлов платиновой группы. Плановые поиски арктических сокровищ продолжаются: начаты исследования на платиноносных рифах в южной части района, которые продлятся до 2020 года. В общем, как я неоднократно говорил, роль нашей Арктики в ресурсном обеспечении экономического развития страны будет только возрастать, и вот тому ещё одно подтверждение.
Продолжаются поиски оптимальных решений по организации работы в Заполярье таким образом, чтобы удовлетворить интересы государства, природопользователей и производителей. Стало известно, что «Газпром» обратился в Минэнерго с просьбой определить случаи, когда в Арктике для проведения определенных технических операций можно было бы привлекать суда под иностранными флагами в отсутствие российских аналогов. Как мы помним, российское законодательство запрещает использовать в акватории СМП суда под иностранным флагом для перевозки грузов (в том числе углеводородов), а также вести каботаж. Однако пока наше судостроение не вышло на требуемый уровень по всем параметрам, без иностранных судов специфических типов, похоже, не обойтись. Отсюда и подобные инициативы. Что же, посмотрим, чем ответит министерство.
Александр Стоцкий