Арктика сегодня: ИМО, экология и БПЛА
Начну с ещё одной новости, пришедшей по итогам встречи в Рованиеми. Международная морская организация (ИMO) получила статус наблюдателя в Арктическом совете. Обе структуры активно взаимодействовали и без того: вопросы судоходства в высоких широтах являются одним из важных направлений работы АС; в свою очередь, ИМО уделяет особое внимание регулированию судоходства в сложных условиях (к которым с полным правом можно отнести арктические). Следует отметить, что под эгидой ИМО был принят Полярный кодекс, напрямую касающийся арктического судостроения в части требований к судам, осуществляющим навигацию в северных акваториях. Помимо этого, АС и ИМО сотрудничают по такой проблематике, как проведение поисково-спасательных операций, меры по борьбе с загрязнениями, обеспечение безопасности на море и защита морской среды. Теперь, стало быть, эти отношения дополнительно формализованы.
Стало известно, что экологическая госэкспертиза выдала положительное заключение по технологии ликвидации нефтяных разливов на воде в условиях Арктических широт, разработанной отечественными учёными. Особенность этой разработки заключается в использовании особых штаммов микроорганизмов, способных выживать в условиях холодного климата. На основе этих штаммов производятся биопрепараты, разлагающие нефть без образования токсичных соединений. Это хорошая новость – освоение Арктики должно быть и технологичным, и безопасным.
Стимулировать внедрение беспилотных технологий в Арктике поможет новый нормативно-правовой акт, вынесенный на обсуждение федеральным Минтрансом. Так, документ предусматривает снятие требования, предусматривающего получение спецразрешения для использования беспилотных летательных аппаратов, если высота их полёта составляет менее 150 м. Это должно существенно упростить условия для реализации целого ряда интересных инициатив, предполагающих использование БПЛА за Полярным кругом.
Александр Стоцкий